«Зин как выставка: postcovid» — спецпроект 2-го Кураторского форума. В рамках открытого конкурса, который прошел летом 2020, кураторам было предложено придумать выставку на страницах печатного издания и медиацию к ней. Переводя выставку в формат зина мы спрашиваем, — что останется от выставки в процессе такого перевода, а что окажется принципиально непереводимым? Что производит такая выставка и для кого? Какие открываются механизмы для со-творчества? И можем ли мы в принципе называть получившееся выставкой?
Зритель, а точнее — уже читатель — увидит черно-белые зин-выставки не в выставочном зале, а сможет взять их бесплатно в общественных пространствах Санкт-Петербурга или получить с «доставкой на дом».
<когда и где>
В течение осени 2020 года будут изданы 4 зина - 3 кураторских и один совместно с межвузовской группой студентов, которые сложатся в своеобразный «сериал», каждая «серия» которого, благодаря образовательной программе, соберет и сформирует вокруг себя собственную публику. Кроме того на улицах Петербурга на рекламных щитах появятся художественные работы, как часть проекта — своеобразная интервенция художников в городское пространство.
Зин (от англ. “zine”, первоначально “fanzine”, — fan magazine — любительский журнал) — самодельное малотиражное периодическое издание. Впервые зины появились в Северной Америке в 1930-e годы в среде фанатов научной фантастики, а к 1980-м гг сформировалась целая зин-культура, охватывающая разные темы (от панка-рока до футбола и политики) и разные континенты. Появились независимые издательства, специализирующиеся только на зинах и даже ярмарки и выставки зинов. Несмотря на то, что сегодня зины являются вполне привычным форматом для разных и даже, парадоксально, вполне коммерческих проектов, в своей основе они все же остаются альтернативой культуре мейнстрима и, как правило, становятся площадкой для экспериментов и выражений интересов и манифестов различных сообществ и субкультур.
<Кураторы проекта>
Алина Белишкина — куратор, художник и преподаватель. Живет в Петербурге и Хельсинки. Ее текущие исследовательские интересы включают эффекты и аффекты кураторских жестов, документация как междисциплинарный и спекулятивной вид практики, а также вопрос производства пространств общности.
Наталья Хвоенкова — начальник отдела художественных программ ГЦСИ Петербург, программный директор Кураторского форума. Куратор, арт-менеджер, искусствовед.