СПЕЦПРОЕКТ
ВЫСТАВКА В ВУЗАХ
Спецпроект: Современное искусство в университетах Петербурга
В рамках Art weekend: 21 ноября — 5 декабря 2020 г.

В 2020 году партнерами кураторского форума стали вузы Петербурга. Три университета — Академия им. А. Л. Штиглица, РГПУ им. А. И. Герцена и Политехнический Университет — приняли работы современных художников, которые находясь на университетских территориях, так или иначе отрефлексировали значение этих мест в общем историческом и культурном контексте. Совмещая паблик-арт стратегию с точечными смысловыми интервенциями во внутренние пространства университетов, были созданы несколько независимых друг от друга высказывания.
YOU ARE NOT THE ONLY ONE CURSED WITH KNOWLEDGE,, YOU ARE NOT THE ONLY ONE CURSED WITH KNOLWDGE

Алексей Таруц
Академия им. А.Л. Штиглица
Персональная выставка Алексея Таруца создана специально для Готического зала музея. Перформативная инсталляция воспроизводит ситуацию «двоемирия», где башни-темницы — означающие (по стечению обстоятельств еще и сегодняшней эскалации социального дистанцирования) содержат в себе, и таким образом, изолируют друг от друга основные смысловые точки экспозиции — два графических листа, выполненные художником-студентом Академии. Эти рисунки — написанные по памяти портреты Алексея Таруца (модель позировала в течение 1 минуты) демонстрируют навык художника-исполнителя как технологический медиум, органический аналог нейросети, которая умеет строить/достраивать изображение лица человека.

Сегрегированность портретов и, таким образом, невозможность сличения изображений включают режим «двойничества» где вещи предельно похожи и никогда не одинаковы, так как содержат в себе невозможность одновременного существования. Заходя в одну башню, посетитель лишается возможности видеть картину в целом, но продолжает учитывать ее наличие, автоматически запуская операции памяти. Узнавание мест и разыгрывание ролей открывают доступ к внутренней логике происходящего, и удерживаются дверьми с печатью «саб спейс», скрепленной волосом куратора.

Множество условностей заколдовывают пространство, утяжеляют каждое событие перфоративным значением. Здесь характером неотменимого жеста обладает все: состав, способ показа, способ восприятия зрителем. Алексей Таруц сподвигает зрителя к воспроизведению своего же метода построения экспозиции — апофении настоящего, в которой не оставляет другого выбора, кроме как собирать все присутствующие невероятные факты во взаимосвязанное знание.
Куратор: Анна Заведий

Алексей Таруц — трансмедиа художник, чья практика в основном включает в себя перформативные и ситуативные работы, а также инсталляции в смешанной технике. Ключевым вопросом в исследованиях художника является проблематизация понятий «событие», «присутствие», «свидетельство» как единиц символического обмена. Художник интерпретирует способы присутствия и расстояния относительно события, сформированные аффектами культурной индустрии эпохи позднего капитализма. В сферу интересов Таруца входят также иррациональные проявления, вызванные технологиями мгновенной репрезентации и рассеивания внимания, а также тип памяти, создаваемый неустойчивыми связями. Живет и работает в Москве.
Музей прикладного искусства Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица

Соляной пер., 15
Современная экспозиция музея является уникальным для России опытом реконструкции экспозиции художественно-промышленного музея, собравшей все тренды дизайна конца XIX века. В музее можно увидеть выставки работ студентов училища, русское и западноевропейское прикладное искусство.
Учебный музей
Академия им. А.Л. Штиглица
Групповая выставка студентов вузов-партнеров Кураторского форума посвящена понятию «учебного музея» и отношениям артефактов времени с историей: что именно говорят музейные объекты зрителю, и что они означают, лишаясь хронологической дистанции с настоящим.

Термин «учебный музей» означает музей при вузе, главной функцией которого является дополнительное образование студентов. Учебный музей Академии Штиглица — это огромная коллекция декоративно-прикладного искусства, которая с первых лет основания академии давала возможность молодым специалистам штудировать и копировать артефакты для приобретения мастерства. Особенность и уникальность учебного музея барона Штиглица состояла в том, что его собрание ежегодно пополнялось лучшими студенческими работами. По результатам итоговых просмотров, попечительский совет училища рекомендовал приобрести в собрание музея произведения, удостоенные первой премии. Сегодня мы имитируем эту ситуацию: работы, созданные буквально вчера, перепрыгивая время, становятся музейными объектами.

Художники: София Белова, Анастасия Вержбицкая, Надежда Казаковцева, Екатерина Колосовская, Михаил Першко, Давид Скворцов, Анна Червонная, Илья Шуринов, арт-группа «Блеск»

Кураторы: Анна Заведий, Кирилл Спассков
Музей прикладного искусства Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица

Соляной пер., 15
Современная экспозиция музея является уникальным для России опытом реконструкции экспозиции художественно-промышленного музея, собравшей все тренды дизайна конца XIX века. В музее можно увидеть выставки работ студентов училища, русское и западноевропейское прикладное искусство.
Краш
РГПУ им. А.И. Герцена

Сайт-специфичный проект о любви. «Краш» (от англ. crush) означает романтическую привязанность, страсть, влюбленность, но и так же, в своем буквальном значении — столкновение, удар, треск, разлом. Здесь студенческое время понимается не только как поиск знания и призвания, но так же, как поиск себя через другого, через его/ее слова и поступки. Работы художников отсылают к сильным эмоциям, пограничным ощущениям эйфории и разочарования любовного переживания.

Художники: Владимир Абих, Евгений Гранильщиков, Екатерина Соколовская


Владимир Абих, Слова Найдутся.
Работа «Слова найдутся» Владимира Абиха втягивает зрителя в некую игру по разгадыванию текста. Акт разглядывания/чтения приобретает особую процессуальность, в ходе которой слова перетекают из своей формы означающего в абстрактную и обратно.
Владимир Абих (Санкт-Петербург) работает на стыке различных медиа и направлений, таких как уличное искусство, интервенция, видео и фотография. В своих произведениях размышляет об изменениях, вызванных ускорением информационных потоков, времени и феномене уличного искусства в лаконичных и зачастую ироничных формах.
@vladimir_abikh


Екатерина Соколовcкая, «Глаза», «Капля» из проекта «Лёгкие касания».
В основу работ Екатерины Соколовской легла идея трансформации воспоминаний через телесные образы. Такая память — не рутинное запоминание, а глубинная, «живая» память, в которой соприкасаются ощущение тела, пространства и времени. Представленные скульптуры развивают тему памяти тела, но теперь в ключе экстериоризации сильных эмоций. Причудливые странные формы скульптур кричат — части тела отделяются от него, только так они могут быть пережиты. Глаза становятся угрожающими — и своим размером и гипертрофированностью, ресницы опасными — в них и невыплаканные слезы и невысказанная злость — все, что заставляет человека терять себя, и рассыпаться на эти непереживаемые аффекты. Капля (как слеза) — нежная, бесформенная, пассивная. Капля слезы, капля ненависти, капля тоски, капля невозможности вернуть все назад.
Екатерина Соколовская (Санкт-Петербург) в своих выставках и художественных исследованиях работает с темами восприятия пространства и ненасильственного сосуществования, используя различные медиа, включая инсталляцию, скульптуру, перформанс и видео.
@sokolovskaya.kate

Евгений Гранильщиков, Тактика. Видеоработа Евгения Гранильщикова представляет собой сновидческое полотно странных стечений обстоятельств, ситуаций, диалогов и образов. Все они приходят к художнику целостными, минуя рациональные фильтры. Таким образом создается нелинейное повествование, в которое зритель включается очень быстро, так всем известно, что невозможно сказать за другого: «я люблю тебя».
Евгений Гранильщиков (Москва) — российский медиахудожник и независимый режиссёр. Работает с различными медиа, включая видео-арт, фотографию, инсталляцию, звук, а также снимает независимое экспериментальное кино. Во многих своих проектах художник обращается к темам собственного поколения, его личных и политических фрустраций и коллективных травм.
@granilshikov
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Казанская ул., 3А
Одно из старейших высших учебных заведений России. РГПУ им. А. И. Герцена — мощный образовательный научно-исследовательский и культурно-просветительский комплекс с динамичными внутренними и внешними связями. Здесь гармонично сочетаются традиции и инновации, синтез которых позволяет осуществлять подготовку специалистов высокого уровня, адаптированных к реалиям современного мира.
AR-проект «Термен» и скульптура «Большие глаза»
Политехнический Университет

Cайт-специфичные интервенции в Политехнический парк и корпус «Технополис-Политех» включили в себя AR-проект «Термен», посвященный Льву Термену, создателю терменвокса и «праотцу» электронной музыки, и скульптуру «Большие глаза».
Художники: Ян Посадский, Олег Сороко, Екатерина Соколовская
Куратор: Анна Заведий

БОЛЬШИЕ ГЛАЗА
Екатерина Соколовская
из проекта «Лёгкие касания»
В основу работы Екатерины Соколовской легла идея трансформации воспоминаний через телесные образы. Частично эта концепция связана с соматическими практиками, которыми увлечена художница — в их основе лежит активное переживание собственного тела, взгляд на него изнутри, «от первого лица». Работа с телесными ощущениями позволяет обнаружить особый тип воспоминаний памяти — не рутинное запоминание, а определенную глубинную, «живую» память, в которой соприкасаются ощущение тела, пространства и времени.
В работе над скульптурой «Большие глаза» Екатерина продолжает развивать тему памяти тела, но теперь в ключе экстериоризации сильных эмоций. Глаза становятся угрожающими — и своим размером и своей гипертрофированностью, ресницы опасными — в них и невыплаканные слезы и невысказанная злость — все, что заставляет человека терять себя и находить вовне. Глаза на цепи — это как невозможность отвести взгляд, это как невозможность не смотреть, не видеть, забыть что-то непереживаемое.
@sokolovskaya.kate


ТЕРМЕН
Художники: Ян Посадский и Олег Сороко

На территории Политехнического парка представлен site-specific проект «Термен». Объект «Терменвокс» перед Гидробашней, «Тесла» — на воздуховоде у Механического корпуса Политехнического университета, «Руки» расположены на полусфере, укрывающей фонтан — Лев Термен «дирижирует» Терменвоксом. Руки являются трекер-меткой для AR-структуры, создающей электромагнитное поле вокруг этого объекта.
Все три объекта выполнены с применением AR (технологий дополненной реальности). Для просмотра вам потребуется смартфон. Подробную инструкцию читайте у каждого объекта.
Все три объекта выполнены с применением AR (технологий дополненной реальности). Для просмотра вам потребуется смартфон. Подробную инструкцию читайте у каждого объекта.
Ян Посадский (Воронеж) — стрит-артист и медиакраевед. Работает с локальными контекстами в городском пространстве, находит их специфику и уникальность, раскрывая в мультимедийных визуальных образах. Проекты Яна интегрируются в живую ткань постоянно меняющегося мегаполиса.
@y.posadsky

Олег Сороко (Москва) — медиахудожник, дизайнер, архитектор. Работает с технологиями дополненной и виртуальной реальности, которые позволяют ему придумывать и оживлять изображения и формы, создавая альтернативный реальности язык параметрических объектов.
@after_form



Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Политехническая ул., 29
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) — один из ведущих политехнических вузов страны, национальный исследовательский университет. Политехнический университет является конкурентоспособным научно-образовательным центром, интегрирующим мультидисциплинарные научные исследования и технологии мирового уровня и входящим в число ведущих мировых университетов.

Сайт университета
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Политехническая ул., 29
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) — один из ведущих политехнических вузов страны, национальный исследовательский университет. Политехнический университет является конкурентоспособным научно-образовательным центром, интегрирующим мультидисциплинарные научные исследования и технологии мирового уровня и входящим в число ведущих мировых университетов.