ГЦСИ В ПЕТЕРБУРГЕ
1-ый КУРАТОРСКИЙ ФОРУМ
2019
Первый Кураторский форум состоялся осенью 2019 года и включил в себя: симпозиум с докладами известных международных кураторов из Финляндии, Швеции, Нидерландов, Израиля и других стран.

Профессиональную программу симпозиума формировали Творческое объединение кураторов ТОК: Анна Биткина и Мария Вейц.
Важной частью форума стала публичная программа для горожан и гостей города: Art Weekend, в котором приняли участие более 20 культурных площадок Петербурга, за 4 дня Форума было проведено более 40 арт-медиаций, организованы туры в мастерские художников - Open Studios, а также обширная программа дискуссий, лекций и круглых столов.
Мы были вдохновлены передвижным кураторским симпозиумом Nemoskva выражаем благодарность Алисе Прудниковой за идейную поддержку;
Мы благодарны коллегам и соавторам первого Кураторского форума:
- Марии Вейц и Анне Биткиной (ТОК) за инициативу, профессионализм и важные и интересные темы, поднятые на симпозиуме.
- Елене Губановой, благодоря идее которой, мы решились на программу open studios;
Мы выражаем глубокую благодарность всем участникам многочисленных событий, специальных программ, дискуссий за участие и доверие.

Авторы идеи Кураторского форума: Мария Катц и Наталья Хвоенкова.

Особое спасибо за работу и поддержку - команде форума, коллегам и друзьям ГЦСИ в Петербурге.
Организаторы и партнеры 1-ого Кураторского форума в 2019
АРХИВ: СИМПОЗИУМ
3-4.10.2019
Чт., 3.10.2019
10:30 - Регистрация
11:00 - Вcтупительное слово
11:10 - «Курирование пустыни» Бассам Эль Барони
11:50 - «Как работать вместе: кураторский учет как метод» Анна Биткина и Мария Вейц / ТОК
12:30 - «Новый подход к кураторству: попытка возвращения к искусству» Ульрика Флинк
13:10 - Перерыв
14:10 - «Как мыслят организации и парахостинг как способ их реорганизации» Пол О'Нил
14:50 - «Делатели культуры» Марийка Семененко
15:40 - Дополнительные вопросы, обсуждение
Пт., 4.10.2019
10:30 - Регистрация
11:00 - «Высвобождение знания: изменение кураторских и музейных практик в России»
Снежана Кръстева
11:40 - «Все земляне – сестры» Иоанна Соколовска
12:20 - Перерыв
13:30 - «Как создать условия, чтобы мигранты из мусульманских стран имели возможность возвращаться в Европу, а не бежать в нее?» Галит Эйлат
14:10 - «Агентство юридического воображения»: между изобразительным и правовым активизмом» Ави Фельдман
Выход за пределы реальности, расширение границ и создание новых структур

Авторы: Творческое объединение кураторов ТОК (Анна Биткина и Мария Вейц), кураторы программы симпозиума 1ого Кураторского форума

Нарастающая сложность современности и неразрешенность проблем прошлого ставят перед социальными и политическими структурами задачи по формированию и описанию новой реальности, “новой ситуации”[1] или “новых странных времен” (new strange time), как стали сейчас называть ситуацию пандемии коронавируса. Неотъемлемым и безотлагательным проектом гуманитарных наук становится потребность в «новых институтах обучения и познания» [2], позволяющим сформулировать существующие условия и наметить новые направления развития альтернативных политических и экологических сценариев, а также выработать инструменты для создания осознанного будущего. Кети Чухров, теоретик искусства и философ, рассматривая тему современности и ее неотъемлемых черт — глобализма и универсальности — утверждает, что ни один из жанров искусства не смог достичь такого транснационального единства как современное искусство [3]. Художница Аманда Бич, в свою очередь, заявляет, что «искусство берет на себя героическую роль, утверждая, что оно предлагает доступ к непостижимому восприятию реальности, которую разум и политика сделать не в состоянии» [4]. Значит ли это, что современное искусство со своим универсальным кодом может предложить нам и окружающей нас действительности, некую структуру, выходящую за пределы существующей реальности? Смогут ли визионерские принципы искусства очертить такое политическое будущее, которое основывалось бы на более совершенных возможностях общества?



Способность кураторской практики заимствовать и соединять знания из разных дисциплин, а также интегрировать художественные подходы в сферы, не связанные напрямую с искусством, делает ее мощным инструментом по созданию условий для размышления о комплексности современности, неразрешенных вопросах прошлого и альтернативных сценариях будущего. На Симпозиуме в рамках “I Кураторского форума”, тема которого была обозначена как “Выход за пределы реальности, расширение границ и создание новых структур”, кураторы и теоретики искусства встретились, чтобы поделиться своим видением, опытом и мечтами, связанными с современными политическими и экологическими проблемами. Симпозиум стал площадкой для взаимодействия между разными областями знания и представил его участникам возможность обсудить способность кураторства предвидеть и описывать масштабные социально-политические изменения, а также уникальную черту кураторской практики — охватывать и проникать в различные социальные структуры. В октябре 2019 симпозиум объединил в Санкт-Петербурге институциональных и независимых кураторов, писателей и ученых, которые в своей практике и исследованиях отстаивают новые территории кураторской профессии, тестируют новые форматы коллективной работы и творчества, концептуализируют новые теории и критические понятия, а также расшатывают устоявшиеся знания о прошлом в разрезе настоящего.

Для Бассама Эль Барони кураторство — это соединение множества дисциплин, стремящихся охватить неизведанное. Он рассказал о своем текущем исследовании, которое предлагает применить кураторскую трансдисциплинарность к пустыне как новой географической и концептуальной площадке для тестирования идей и создания новых политических возможностей. Анна Биткина и Мария Вейц / TOK сделали общий анализ принципов и наследия своей номадической кураторской институции, проследив 10 лет своей практики, и рассмотрев возможности кураторства выходить за рамки предопределенных форматов действия и существования. Ульрика Флинк поделилась опытом поиска новых стратегий кураторства, которые дают возможность теснее взаимодействовать с искусством и художниками для переосмысления общества и нашей роли в нем. Художественный руководитель кураторского агентства PUBLICS (Хельсинки) Пол О'Нил рассказал о концепции «парахостинга» как о передовой площадке для организационной практики, которая существует в рамках кураторской парадигмы и за ее пределами. Марийка Семененко, организатор сообществ и политолог, рассматривает способы внедрения альтернативного культурного кода, используя принцип «делай сам/а» для создания новых структур в комплексных контекстах Москвы и Киева.

Помимо сопоставления разных кураторских стратегий, на симпозиуме были представлены разные проекты и инициативы, задача которых состоит в создании условий для восстановления социальной справедливости в ситуации глобальной взаимозависимости современных сообществ. В своем выступлении ведущий куратор программы «Полевые исследования» музея современного искусства «Гараж» Снежана Кръстева говорила об ответственности частных институций современного искусства в процессе сохранения, интерпретации и создания знания. В ситуации нехватки финансирования и труднодоступности государственных архивных и научных учреждений, музеи искусства должны взять на себя функции презентации множественных исторических нарративов и точек зрения. На примере своих недавних проектов куратор Музея современного искусства в Лодзе Иоанна Соколовска исследует возможность современного музея стать площадкой, открытой для экологического воображения, равных гендерных прав и презентации истории, рассказанной с позиции женщин. Помогут ли такие направления работы музея запустить изменения, которые приведут к более жизнеутверждающему и равному будущему? Галит Эйлат в рамках своего многоуровневого трансдисциплинарного исследовательского арт-проекта «Синдром настоящего» осветила исторические нарративы, заронившие зерно современных конфликтов. Рассматривая жизненные пути двух выдающихся деятелей XVII века — «Мессии» Шабтая Цви и философа Баруха Спинозы, она создает сложную текстуру, в которой интеллектуальные, научные и исторические традиции складываются в общую картину взаимосвязанных социально-политических процессов. Ави Фельдман, куратор и юрист, затрагивает область законодательства и права, предлагая новый формат организации современного искусства на основе принципов правового активизма. Фельдман рассматривает искусство как повод для размышления и средство создания законной справедливости и прав, а также целых правовых институтов, в рамках теоретической и практической художественной и кураторской деятельности.

1. Критик и теоретик Джин Рэй предлагает назвать то, что мы переживаем сегодня “новой ситуацией”: https://www.documenta14.de/en/south/895_writing_the_ecocide_genocide_knot_indigenous_knowledge_and_critical_theory_in_the_endgame
2. Феликс Штальдер, «Кризис эпистемологии и новый институт познания» (The Crisis of Epistemology and New Institution of Knowledge), каталог и буклет для проекта «Новый алфавит» (The New Alphabet), Hause der Kulturen der Welt, 11-13 января, 2019
3. Лекция Кети Чухров «Дистрибуция глобализованной современности институтом искусства». Электротеатр Станиславского, Москва, 2018. Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=h4LzgztZvt8
4. «Холодная война/Холодный мир» (Cold War/Cold World) под ред. Аманды Бич, Робина Маккея и Джейса Уитгена London: Urbanomic

Курируя пустыню

Автор: Бассам Эль Барони.

Куратор. Профессор программы кураторских исследований (CuMMA) университета Аалто, Хельсинки. Со-куратор Европейской биеннале современного искусства Манифеста 8 (2010), Лофотенского международного фестиваля современного искусства LIAF (2013), Ирландской биеннале современного искусства Eva International (2014).

По словам философа Анны-Франсуазы Шмид (Anne-Françoise Schmid), сегодня, чтобы по-настоящему разобраться в объекте исследования, необходимо рассматривать его как «интегративный объект». Постепенно становится понятно, что никакая дисциплина не способна в одиночку оценить сложные объекты и проблемы, с которыми мы сталкиваемся. По мнению Шмид, сегодня дисциплины «подобны плоскостям многомерного объекта: они более не находятся в центре, но используются для построения объекта». Это создает потребность в трансдисциплинарности и вынуждает кураторов брать на себя функции, связанные с конструированием изучаемых объектов. Как в таком случае мы нам познать что-либо, например, пустыню?

В ходе выступления Эль Барони представил свое текущее исследование пустыни как места/пространства и концепта, разрабатываемого им в контексте искусства и кураторства. В качестве отправной точки для философской концепции на основе пространственно-временного феномена пустыни Барони обращается к размышлениям писателя Ибрагима Аль-Куни (Ibrahim al-Koni). Для Аль-Куни повествование органически является городским феноменом, даже будучи вынесенным за пределы городского пространства. Его время действия и зависимость от когнитивных паттернов и предубеждений, обусловленных городской жизнью, однозначно вписываются в урбанистический контекст.

Как отмечает Мейнрад Калледжа (Meinrad Calleja), городское пространство «всегда представляет собой своеобразную карту звездного неба, оставляя достаточно места для маневра, чего нельзя сказать о пустыне (разве что в космических масштабах)». Такое переплетение космоса и астрономии, а также способность пустыни усиливать парадигму мышления и взаимодействовать с миром, противопоставляющим ей эмпирический подход, позволяет рассматривать пустыню как некий архетипичный объект, породивший современные инструменты абстрактного теоретизирования. Кураторский проект, основанный на потребностях такого объекта, прорывается сквозь стереотипы на границе науки и волшебства, правды и вымысла, рациональности и сумасшествия, жизни и смерти.

Калледжа задается вопросом: «Следует ли нам отсечь пустыню от мира или мир от пустыни?» Несмотря на то, что первая концепция более популярна, вторая предлагает систему координат, способную запустить новые процессы для пересмотра и изобретения, или, как пишет Аль-Куни о пустыне: «инструмент познания, способный обнаруживать невидимый мир». Таким образом, Аль-Куни определяет пустыню как катализатор, который Нельсон Гудмен (Nelson Goodman) отнес бы к способам создания миров.

В своем докладе куратор рассматривает варианты использования пустыни как арт-площадки, места для проведения художественных фестивалей и установки памятников, а также для создания «атмосферы космоса». В большинстве подобных проектов пустыня, в основном, используется как неурбанистическое четырехмерное полотно для создания произведений искусства, устройств поминовения или апробирования экспериментальных сценариев будущего, но это использование не раскрывает ее потенциал как инструмента познания. Таким образом, спорное понятие «дезертификация» сегодня переосмысляется в контексте пустыне-ориентированных переупорядочивания и перестройки мира, а также с точки зрения трансдисциплинарного кураторского подхода к созданию миров.

Полное выступление Бассама Эль Барони на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.

Ссылки:
Анна-Франсуаза Шмид. (2018) «Философское рассуждение посредством гипотезы» (The Philosophical Underpinnings of Design Theory), In Piter Vermaas and Stéphane Vial (eds.), Advancements in the Philosophy of Design, Springer.
Мейнрад Калледжа. (2013) «Философия метафоричной пустыни в романе “Кровоточащий камень” Ибрагима Аль-Кони» (The Philosophy of Desert Metaphors in Ibrahim al-Koni — The Bleeding of the Stone). East Longmeadow, MA, USA: Faraxa Publishing.
Нельсон Гудмен. (1978) «Способы создания миров» (Ways of Worldmaking). Indianapolis, IN, USA: Hackett Publishing.
Ибрагим Аль-Куни. (2008) Интервью для www.swissworld.org «Почему именно Швейцария?», процитированное в книге «Философия метафоричной пустыни в романе “Кровоточащий камень” Ибрагима Аль-Кони» Мейнрада Калледжи.

Как работать вместе: кураторский учет как метод

Авторы: Творческое объединение кураторов ТОК

Творческое объединение кураторов ТОК — арт-организация, занимающаяся проектами на стыке современного искусства и социальных исследований, основанная петербургскими кураторами Анной Биткиной и Марией Вейц в 2010 году. Основные цели объединения — включение современных художественных и креативных практик в различные социальные сферы, знакомство широкой аудитории Санкт-Петербурга с работами современных российских и международных специалистов в сфере искусства, налаживание культурных связей между разными городами России и между Петербургом и международными коллегами в области искусства и социальных наук. Деятельность ТОКа включает курирование выставок и социально-ориентированных проектов современного искусства, организацию образовательных мероприятий (конференций, семинаров, летних школ, круглых столов и дискуссий), издание книг и каталогов. Постсоветское публичное пространство и современные города, коллективная память и амнезия, трансформация социальных институтов, медиа и стратегии управления общественным мнением — вот спектр вопросов и интересов, с которыми работает ТОК и приглашаемые коллективом художники, перформеры, историки, драматурги, социологи и журналисты.

В центре выступления Творческого объединения кураторов ТОК — ретроспективная выставка коллектива «Как работать вместе», которая стала пространственной интервенцией для симпозиума и одновременно подвела итоги совместной десятилетней практики кураторов. Во время тура по выставке Анна Биткина и Мария Вейц рассказали о ключевых этапах становления и развития объединения, наложенных на хронологию социополитических событий последних десяти лет, которые в том числе оказали влияние и на форматы, этику и возможности кураторства в России и других странах. ТОК — это институция без стен, и ее основная стратегия состоит в том, чтобы «приземляться» на различные социальные структуры и сложные политические контексты. Цель такого кураторского погружения в среду или выбранную тему в том, чтобы предложить и обсудить возможные сценарии будущего, пересмотреть и дополнить модели привычного социального поведения и объединить единомышленников. Кураторы также рассказали о стратегии устойчивости своей арт-организации и о том, как даже небольшие институции способны влиять на проведение социальных изменений. Представляя документацию и артефакты проектов разных лет, выставка — это приглашение к кураторской саморефлексии и историческому анализу. В отличие от архивирования, подобная практика больше похожа на инвентаризацию, в данном случае — методов собственной работы. Помещение всего кураторского опыта ТОКа в рамку одной выставки позволяет детально рассмотреть целый спектр кураторских инструментов и стратегий и расширить возможности кураторства выходить за рамки привычных и предписанных форматов работы и сосуществования.

Образовавшись как инициатива для тестирования форматов и границ кураторской практики, за последние десять лет ТОК превратился в номадическую институцию с горизонтальной структурой, которая руководствуется желанием изучать современные глобальные процессы и строится на принципах социальной ответственности, устойчивости и коллективности. Большинство проектов ТОКа проходят за пределами белого куба; они перформативны и создаются с учетом среды и пространства, в которых разворачиваются. Это делает их результаты непредсказуемыми и не известными до момента окончания исследования и завершения монтажа. Поэтому, возникая в открытых городских пространствах, школах, библиотеках, подростковых центрах и, конечно же, институциях современного искусства, и обладая подвижной структурой, проекты ТОКа происходят в пространстве и во времени.

Развитие технологий и постоянная мобильность, ставшая привычкой многих современных кураторов и художников, заставляют их существовать в нескольких политических реальностях одновременно. Опыт столкновения со сменой политических эпох и состоянием исторического перехода помогает им ориентироваться в меняющихся социополитических парадигмах. Кураторы ТОКа принадлежат к поколению, выросшему на наложении двух систем — социализма и капитализма, и этот опыт, вместе с советским социальным и политическим наследием, стал частью их идентичности. В последние несколько лет ТОК много работал за пределам России и выработал понимание и чуткость по отношению к радикальным изменениям на глобальном Востоке и Западе, что отразилось на недавних проектах коллектива. Разрабатывая сложные темы, связанные с современностью и историей, кураторы ТОКа находятся в постоянном поиске точных определений, концепций и стратегий, которые позволяли бы описывать многосложность постсоветской реальности и постепенно снижать доминирование западного канона в искусстве.

Во время своего выступления, кураторы также обсудили возможности институции оставаться целостной и сохранять свое наследие (свою историю), невзирая на отсутствие собственного пространства. Они затронули вопросы необходимости постоянного и последовательного кураторского труда в процессе институционального формирования, прекарных условий независимого кураторства, производства знаний и построения профессиональных связей. Анализируя свою практику, кураторы ТОКа ставят вопрос о том, что остается после выставки и каковы пост-репрезентативные возможности кураторской работы.

Полное выступление Анны Биткиной и Марии Вейц на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.
Новый подход к кураторству: попытка вернуться к искусству
Авторы: Ульрика Флинк
Независимый куратор из Стокгольма. В разные годы работала в ведущих шведских и международных арт-институциях. Ее последние должности — куратор в Grafikens Hus, директор в организации Konstfrämjandet Stockholm, помощник куратора и продюсер в Tensta Konsthall (2011-2017). Ульрика также работала в Bonniers Kunsthall и является соучредителем кураторского коллектива Parallellogram. В 2017 году Флинк была частью кураторской команды 9-го выпуска ведущей биеннале в Северной Европе “MOMENTUM”. Она курировала выставки в Tensta Konsthall, Autograph ABP и Tate Modern в Лондоне. Флинк была соредактором журнала Hjärnstorm и публиковалась в The Right Dissonance (Великобритания), The Lake Magazine (Южная Африка) и Konstperspektiv (Швеция).
«Народное движение в поддержку искусства» (People’s Movements for Art Promotion) молодежной организации Konstfrämjandet направлено на решение задачи «искусства для всех». Как можно ее реализовать? Какие кураторские практики необходимо внедрять, чтобы рассматривать искусство как способ переосмысления общества и нас самих?
Задачи Ульрики как арт-директора Konstfrämjandet Stockholm подразумевают сотрудничество с художниками и участниками проектов, в том числе и организациями, с целью формирования различных видений и представлений о времени, в котором мы живем.

Гибкость понятия искусства имеет огромный потенциал с точки зрения освоения смежной экосистемы. SETTING, организация, регулирующая нормотворческую деятельность, планирует разработать методы расширения взаимодействия между активистами и художниками. Сегодня, когда все больше людей поддерживает профашистские и антидемократические движения, как никогда требуется мощная противодействующая сила. Работая куратором в SETTING, Ульрика разрабатывает проекты, изучающие способы воздействия на изменения в обществе, обусловленные ролью активизма и искусства в контексте общественных движений, эволюции демократии и социальной устойчивости. Искусство и активизм действуют по-разному. Активизм предполагает деятельность, бросающую вызов обществу и меняющую соотношение сил в социуме. Ценность искусства, напротив, часто заключается в том, что оно предлагает новые возможности и способы познания мира. Какие кураторские стратегии могут помочь в изучении активизма и искусства?

Полное выступление Ульрики Флинк на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.
Как мыслят организации и парахостинг как способ их реорганизации
Автор: Пол О'Нил
Художественный руководитель кураторского агентства PUBLICS (Хельсинки). Куратор, художник, писатель и педагог. С 2013 по 2017 был директором магистерской программы в Центре кураторских исследований в Бард колледже в Нью-Йорке. Курировал более шестидесяти проектов и выставок по всему миру. Один из главных организаторов международного симпозиума Curating After the Globa фонда LUMA в Арле, 2017. Автор книг Locating the Producers: Durational Approaches to Public Art и «Культура кураторства и кураторство культур (ы)», изданной на русском языке.
Как институции мыслят и какие задействуют способы мышления и существования — эти вопросы сегодня имеют фундаментальное значение и должны рассматриваться под разными углами, в новом контексте срочности, здесь и не только.
PUBLICS — кураторское агентство со специализированной библиотекой, площадкой для проведения мероприятий и читальным залом в Хельсинки. Осенью 2018 года PUBLICS отошли от реализации собственной программы и отдали предпочтение работе с другими организациями и объединениями, которым требовалось место для практики и помощь с представлением своих проектов в общественных пространствах.
«Парахостинг» — это инструмент взаимодействия без каких-либо границ, причем приставка «пара-» подразумевает работу вдали от, параллельно с или дополнительно к чему-либо. Мы рассчитываем, что «парахостинг» станет передовой площадкой для организационной практики, которая существует в рамках кураторской парадигмы и поддерживает дестабилизирующее воздействие на нее за счет (пара-) текстов, площадок, работ и институций.

Реализация «пара-» концепта в значении «в отличие от», «вне», «за пределами» или «в дополнение к», а также функционирования на расстоянии от основного места действия позволяет заново определить двойственность основной и второстепенной кураторской деятельности. В этом смысле термин «парахостинг» может применяться для описания переходных временных процессов взаимодействия, где люди приоритетнее выставок или проектов, которые становятся конечным продуктом кураторского замысла.

На примере концепции «парахостинга», применяемой PUBLICS, Пол О’Нил продемонстрировал, почему организации всех размеров — это важная часть созависимой культуры, а также рассмотрел необходимость более явной поддержки малых и средних институтов культуры. Сегодня «парахостинг» предлагает поле постоянно расширяющихся возможностей, противостоящее устоявшемуся порядку вещей и выступающее в качестве одного из факторов дестабилизации в кураторской сфере.

Полное выступление Пола О'Нила на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.
Делатели культуры
Автор: Марийка Семененко
Cо-основательница независимого культурного пространства и бара «делай культуру» в Москве, соавтор и участница ряда культурных и художественных проектов таких как «Not enough building…» для первой архитектурной биеннале в Тбилиси , «Конец правды» и «Люди и ракеты в закрытом городе» в рамках программы Tandem Ukraine, соавтор исследования «Жизнь и смерть независимых культурных пространств в России» и книги «Делай Сам/а: практики низовых гражданских инициатив», Master of Arts in History с диссертацией на тему «Дискурс об идентичности представителей украинского современного искусства через их представление о “советском”».
Возможно ли создать бета-версию новой системы, которая будет менять культурные коды российского общества, и сделать ее не утопией или очередной попыткой эскапизма, а реализовать на практике? В современном российском контексте создание любой системы, альтернативной государственной, носит маргинальный характер, ведет к ведет к потенциальному конфликту с представителями власти и последующим репрессиям. Находясь в маргинальной позиции, участники антигосударственного политического поля не способны к выработке общих ценностей и собственному объединению вокруг них, постепенно разобщаясь все больше.
Будучи экспериментальной площадкой жизни, поле искусства позволяет художникам занять метапозицию по отношению к существующим в обществе поведенческим моделям и продемонстрировать практический пример реализации новых ценностей, которые могут лечь в основу иного культурного кода.

В современном контексте необходимо искать новые подходы и расширять словарь терминов для описания нового политического проекта, носящего гибридный характер. “Делай культуру” — это попытка создания горизонтальной структуры и устойчивой экономической модели, которая помогает быть независимым в реализации собственных культурных амбиций. Это сообщество, живущее и работающее по своим правилам и в соответствии со своими принципами: открытостью, прозрачностью, гибкостью, экспериментальностью, многооттеночностью, ненасильственным сосуществованием. Это культурное пространство для реализации проектов о современном обществе и его устройстве, а также площадка для других независимых культурных инициатив.

Называя себя делателем новой культуры, Марийка Семененко рассказала о проекте “Делай культуру” и других альтернативных структурах, стремящихся выстраивать горизонтальное сообщество единомышленников, которые она создала со своими друзьями в Москве.

Полное выступление Марийки Семененко на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.
Высвобождая знание: меняющиеся кураторские и музейные практики в России
Автор: Снежана Кръстева
Куратор Музея «Гараж». Окончила бакалавриат Нанкинского университета (Китай) по специальности «Китайский язык и литература» и магистратуру Голдсмитс-колледжа (Великобритания) по специальности «Кураторство». В 2007–2009 году работала в Центре современного искусства Улленсов (Пекин), в 2011–2013-м курировала программу Art on the Underground (Лондон), в рамках которой реализовала серию паблик-арт-проектов. Была куратором и сокуратором таких выставок в Музее «Гараж», как «Грядущий мир: экология как новая политика 2030-2100 (2019); Allora & Calzadilla: Привой (2019); “Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е» (2018); 1-я Триеннале российского современного искусства (2017); «NSK: от «Капитала” к капиталу» (2015).
Современные российские учебно-научные и архивные организации, исторически несущие ответственность за сохранение, интерпретацию и создание знания, зачастую труднодоступны; они также страдают от нехватки финансирования и не всегда справляются со своими функциями. В этих условиях их вынуждены брать на себя частные музеи и независимые институции.
Музеи, занимающиеся современным искусством, то есть искусством, которое подразумевает междисциплинарность, тестирование границ профессиональной компетентности и исключительности доминирующих нарративов, все больше превращаются в учреждения культуры, выполняющие на территории России миссию по высвобождения знания, находящегося во власти единственной институции, дисциплины и культуры. Подобная деятельность необходима для ведения более естественного, просвещенного и активного международного диалога и писания по-настоящему глобальной и многообразной истории искусства.

Снежана Кръстева, одна из ведущих кураторов программы «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж», запущенной в 2013 году, поделилась опытом проводимых музеем исследований, рассказала о политике предоставлении грантов и недавно стартовавшей программе арт-резидентства, чтобы обозначить изменение роли куратора в России в контексте кураторской деятельности и музейных практик.

Полное выступление Снежаны Кръстевой на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.
Все земляне — сестры
Автор: Иоанна Соколовска
Куратор в Музее Искусств в Лодзи, Польша. Сфера ее интересов — современное искусство, перекликающееся с феминистскими практиками. Автор эссе и статей по политике современного искусства и редактор книги «Все мужчины становятся сестрами», недавно изданной совместно со Sternberg Press, которая посвящена феминистским взглядам на труд и социальное воспроизводство в искусстве с 1970-х годов до сегодняшнего дня.
Может ли музей стать местом, хранящим историю, написанную с позиции феминизма (herstory) и метафоры, приближающие жизнеутверждающее будущее? Способен ли музей служить площадкой, транслирующей возможные и приемлемые методы создания среды в токсичных условиях современного производства? Имеем ли мы право обсуждать с художниками и зрителями актуальные социально-политические вопросы, например, эксплуатацию женщин или экологические кризисы, и в то же время апеллировать к сингулярности, сложности или поэтической мощи?

В своей презентации Иоанна Соколовска пытается ответить на эти вопросы, основываясь на опыте двух своих проектов: «Все люди — сестры» (All Men Become Sisters) и «Объединенная Пангея» (Pangea United), которые были представлены в Музее Искусств в Лодзи (Польша). Отправными точками для обоих проектов стали метафорические понятия сестринства и земной общины.

«Все люди — сестры» рассказывает о генеалогии и проявлениях сестринской солидарности в искусстве с конца 1960-х по настоящее время. Этот проект перекликается с постулатами феминизма в сфере работы, производства и общественного воспроизводства. При всем при том выставка не имела задачи переписывать историю феминизма в искусстве или создавать инструменты для сегодняшнего феминисткого активизма. Сестринство рассматривалось как «машина воображения»: созданная на основе второй волны феминизма и критики в адрес эксплуатации женщины в патриархальном мире выставка поднимала вопросы, связанные с рабочей средой будущего.

Наследие феминизма в области этики и care economy (домашнее хозяйство, уход за детьми и стариками), рассматриваемое в рамках выставки «Все люди — сестры», вдохновили Иоанну на новый проект — «Объединенная Пангея». Зрителей приглашали присоединиться к экологическому творческому эксперименту, прочувствовать современные перспективы земной общины будущего. Работы и перформансы, представленные на выставке, были призваны выявить связи между теми, кто уже столкнулся с неизведанным.

Абстрагировавшись от утопических и научно-фантастических сценариев развития событий, «Объединенная Пангея» предлагала рассмотреть современные возможности и уже имеющиеся у человечества инструменты, позабытые им в ходе становления общества, лишенного дающих надежду перспектив. Выставка затронула вопрос о базовой потребности в заботе, необходимой для противостояния трудностям, а также о независимости и хрупкости разнообразных общностей в сложной сети жизни.

Полное выступление Иоанны Соколовска на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.

Как создать условия, чтобы мигранты из мусульманских стран имели возможность возвращаться в Европу, а не бежать в нее?
Автор: Галит Эйлат
Критик, независимый куратор, писатель, директор Meduza Foundation в Амстердаме (с 2018), директор и основатель Израильского центра цифрового искусства в Холоне (2001-2011). Была первым арт-директором Akademie der Künste der Welt в Кельне, куратором павильона Польши на 54-ой Венецианской биеннале и со-куратором 31-ой Биеннале в Сан-Пауло. Кураторские проекты Галит часто связаны со спецификой места, подготовлены в сотрудничестве с представителями низовых инициатив и направлены на социальные изменения.
Ослабление демократичной основы государств отмечается по всему миру наряду со стремительным возрождением интереса к религии, которое сегодня является одним из трендов, определяющих современность. Мы живем в такое время, когда невозможно не попасть под влияние религии и диктуемого ей мировоззрения. У политической теологии и религиозной политики появляется все больше точек соприкосновения, а свойственные человечеству стремление к независимости и его способность порождать насилие в катастрофических масштабах набирают обороты. Национальная, религиозная, расовая и гендерная принадлежность стали для представителей политической элиты объектами манипуляции, призванной разъединить обычных людей и натравить их друг на друга. Несмотря на все вышесказанное, конфликты, помимо прочего, создают новые возможности: разрушения, оборачивающиеся кризисом, открывают двери к переосмыслению будущего, где равенство, достоинство, богатство, справедливость, мобильность и образование станут всеобщим достоянием. Чтобы достичь этого, стоит оглянуться назад и посмотреть на уже сформировавшееся мировоззрение. В эпоху раннего модернизма разнообразие определялось как независимая составляющая, а демократия, соответственно, представлялась как общедоступная политика.
«Синдром настоящего» — междисциплинарный исследовательский проект в области искусства, созданный в ответ на необходимость изучения его потенциальной возможности отвечать на актуальные политические, социальные и средовые изменения, а также взаимодействовать с ними или участвовать в них. Проект предлагает комплексные нетрадиционные нарративы и пересекающиеся утверждения, а также исследует методы и условия создания сравнительных представлений и распространения «сложных мыслей». Нарратив, лежащий в основе проекта, появился в XVII веке на территории Центральной Европы, где, собственно, и было заронено зерно современных конфликтов.

Этот век стал свидетелем реформации в религиозной сфере, которая после продолжительных войн вылилась в появление независимых государств, демократии, гражданской ответственности и конституции как гаранта прав человека. Все это сопровождалось вспышками мессианства и научного гения, экономическим и культурным прогрессом. Проект посвящен двум выдающимся людям, жившим в XVII веке — это «Мессия» Шабтай Цви и философ Барух Спиноза. Последний отказался от иудаизма, а первый перешел в ислам, положив начало формированию тайных религиозных сообществ. Оба героя проекта являются представителями реформации, обусловившей взаимное наложение и объединение религий, культур и наследий. Они побуждают к дискуссии о пересечении дискриминаций, гетеродоксии, мультирелигиозности и изменчивости самоидентификации, ведь их деятельность проходила параллельно с появлением трансатлантической работорговли и отправкой колониальных экспедиций в так называемый Новый Свет, а иногда и пересекалась с этими явлениями. В результате проведенных исторических и архивных изысканий проект освещает точки пересечения в наследии африканских диаспор и еврейского народа.

Проектное исследование поднимает несколько метавопросов: что мы будем делать, когда раса, гендер, религия и класс станут просто оболочкой представлений о национальной принадлежности? Как реагировать, если диктатура чрезвычайного положения станет нормой? Какова роль художника в условиях диктатуры? Какое значение приобретает понятие общества при авторитарном режиме? Как создать условия, обеспечивающие социальное равенство, ответственность, солидарность и эмпатию? Как создать условия, чтобы мигранты из мусульманских стран имели возможность возвращаться в Европу, а не бежать в нее?

Полное выступление Галит Эйлат на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.

«Агентство правового воображения» / The Agency for Legal Imagination (ALI): между изобразительным и правовым активизмом
Автор: Ави Фельдман
Куратор и писатель. Инициатор и организатор «Агентства юридического воображения». Это независимая организация, занимающаяся исследованием существующих и фиктивных связей между правовым и художественным воображением, а также визуальным и правовым активизмом.
«Агентство правового воображения» / The Agency for Legal Imagination (ALI) — независимая организация, исследующая существующие и воображаемые связи между правовым и художественным воображением, а также между изобразительным и правовым активизмом.

ALI — адаптивная платформа для обмена опытом и взаимодействия организаций, практиков и ученых в области искусства, права и политики, которая занимается теоретическим анализом и разработкой новых творческих подходов к правоприменению, воображению, а также визуальному и правовому активизму. Заполняя пробелы в точках пересечения теории и практики, ALI тем самым запускает процесс изучения взаимного влияния и интеграции права и искусства.
Основной спектр вопросов, которыми занимается ALI, охватывает свидетельствования, насилие, ведение архивов, содержащих противоречащую официальной информацию и процессы построения доказательств. Некоторые из этих тем перекликаются с исследованиями Шошаны Фельман (Shoshana Felman) в области литературы, травмы и свидетельств. Фельман рассматривает акт свидетельствования как донесение правды, будь то «перед судом присяжных или судом времени […], поскольку излагаемая свидетелем версия событий всегда является обращением к суду связанного клятвой человека».

Фельман полагает, что правда, облеченная в свидетельские показания, «допускает необоснованность, возможность ошибки правовой системы и человеческую слабость. Именно к последней принято парадоксально апеллировать в контексте дачи показаний и свидетельствования». В последние годы аналитические исследования Фельман в области свидетельствования оспаривает Эяль Вайцман (Eyal Weizman), который полагает, что эра свидетеля, судя по всему, подходит к концу, уступая место веку судебной экспертизы. Совместно с Томасом Кинаном (Thomas Keenan) Вайцман устанавливает продолжительность эры свидетеля Фельман: с суда над Адольфом Эйхманом в 1961 году до обнаружения черепа Йозефа Менгеле в 1985, которое стало отправной точкой для расширения областей, где применяется судебная или аналитическая экспертиза.
Вместо хрупких, неточных, устных и не всегда убедительных устных показаний, доказательства должны строиться на результатах научной судебной экспертизы. По мнению Вайцмана и Кинана этот способ заметно повысит надежность и достоверность доказательств, представляемых в зале суда.

На этом фоне изучение «Агентством правового воображения» юридических компонентов в искусстве и кураторской деятельности предлагает альтернативный путь, лежащий между охарактеризованным Фельман кризисом свидетельствования, и описанным Вайцманом и Кинаном переходом к судебной экспертизе. ALI позиционируют свою организацию и работу в качестве третьего варианта, подчеркивая, что художественные изображения или проекты могут содержать в себе правовые основания и аспекты. Таким образом, искусство рассматривается как повод для размышления и как средство создания законной справедливости и прав, а также целых правовых институтов в рамках теоретической и практической художественной и кураторской деятельности. На этом ALI не останавливается и предполагает, что мы стоим на пороге художественного переворота в области права. В ходе притяжения и противостояния художественной и правовой сферы рождаются обоюдные возможности и коллективное воображение, которое сформируется, реализуется и прочно войдет в реалии современного изобразительного искусства.

Дополнительная информация о проектах ALI представлена по ссылке: http://ludlow38.org/contributors/avi-feldman/

Полное выступление Ави Фельдмана на Симпозиуме I Кураторского форума смотрите здесь.

АРХИВ: ART WEEKEND
ВЫСТАВКИ, РАСПИСАНИЕ АРТ-МЕДИАЦИЙ, ЭКСКУРСИИ И ЛЕКЦИИ
5-6.10.2019
Генеральный информационный партнер
ART WEEKEND в Санкт-Петербурге в 2019
Сб., 5.10.2019
Расписание режима работы площадок Art Weekend:
12:00 - 20:00 - 21 площадка открыта в Петербурге. Адреса площадок указаны в печатной и оналйн карте.

Сб., 5.10.2019
Расписание арт-медиаций по площадкам Art Weekend в Петроградском районе:
Арт-медиация Софьи Дмитревой в Петроградском районе: Музей сновидений Фрейда, ДК Розы, Kunsthalle nummer sieben.
Какими узами связаны искусство и повседневность? Этот и другие вопросы предлагается обсудить во время арт-медиации.
11:00 – 13:00 - подробности и регистрация
13:00 – 15:00 - подробности и регистрация
15:00 – 17:30 - подробности и регистрация
Арт-медиация Анастасии Левченко в Петроградском районе: ДК Розы, Kunsthalle nummer sieben, Музей сновидений Фрейда.
Революция и социальный активизм, разрыв границ пространства и создание внутренних ограничений, воспоминание и бессознательное — это тоже часть искусства? Этот и другие вопросы будут подняты на арт-медиации.
11:00 – 12:30 - подробности и регистрация
13:30 – 15:00 - подробности и регистрация
15:30 – 17:00 - подробности и регистрация
Сб., 5.10.2019
Расписание арт-медиаций по площадкам Art Weekend в Центральном районе
Арт-медиация Арины Пшеничной в Центральном районе: Antonov Gallery, Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, Арт-центр "Пушкинская-10".
Этот маршрут о том, как художники создают свои работы. Вы узнаете секреты мастеров Санкт-Петербурга и сможете увидеть творческий потенциал в себе.
11:00 – 13:00 - подробности и регистрация
13:00 – 15:30 - подробности и регистрация
16:00 – 18:30 - подробности и регистрация

Арт-медиация Анастасии Дрозд в Центральном районе: Арт-центр "Пушкинская-10", Anna Nova Gallery, Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, Antonov Gallery.
В нашей беседе об институциях мы будем немного опираться на положения из «Справочника куратора» Эдриана Джорджа и другие книги об арт-рынке и его героях, а в нарратив нашей арт-прогулки встроим некоторые идеи из «Психогеографии» Ги Дебора.

14:00 – 17:30 - подробности и регистрация
17:30–20:00 - подробности и регистрация
Сб., 5.10.2019
Расписание специальных мероприятий:
12:00 - 13:00 - Экскурсия от Школы Masters с Глебом Ершовым в Музей петербургского авангарда (дом Матюшина). Регистрация.
Адрес: Ул. профессора Попова, 10; Организатор: Masters school.
14:00 - 15:00 - Экскурсия по мастерским художников по металлу c Антоном Шульгиным.Вход свободный.
Адрес: Территория «Синий Гусь», 3авод Госметр, ул. Курская 28/32
16:00 - 16:30 - Экскурсия по выставке «Анатомия».
Адрес: ул. Рубинштейна, 40/11; Организатор: Antonov Gallery
17:00 - 18:00 - Лекция «Новые медиа. Дополненная реальность в искусстве и в жизни».Вход свободный.художника Алексея Андреева, Организатор и один из авторов проекта дополненной реальности «Плотность пустоты» расскажет о применении новых технологий в живописи и о возможностях, которые открывают перед современными художниками дополненная (AR — Augmented Reality) и виртуальная реальность (VR).
Адрес: ArtPlay, Красногвардейская пл., 3Е; Организатор: Abramova Gallery.
18:00 - 20:00 - Мастер-класс Чикако Гото в рамках выставки «Военный Реквием. 872 дня в Ленинграде». Вход свободный.
Участники смогут познакомиться с авторской техникой медитативного рисования и вместе с художницей создать произведения для масштабной инсталляции в галерее.
Адрес: Лиговский пр., 53; Организатор: Арт-центр Пушкинская 10.
19:00 - 20:00 - Презентация каталога выставочного проекта «Защита Лужина», реализованного совместными усилиями кабинета графики WöD и Музея Набокова в 2018 году. Вход свободный.
Художники: Мария Батурина, Михаил Заиканов, Ася Маракулина.
Кураторы: Андрей Шабанов, Данила Сергеев.
Адрес:Ул. Большая Морская, 45; Организатор: Кабинет Графики WöD.
19:30 - 21:00 - Лекция Мирьям Вестен «Кураторский поворот: взгляд с позиции феминизма и интерсекциональности». Регистрация. Лекция пройдет в рамках ретроспективной выставки Творческого объединения кураторов ТОК.
Адрес: наб. Адмиралтейского канала, 2; Организаторы: Остров Новая Голландия и ТОК.
ВЫСТАВКИ ART WEEKEND
  • Я присоединяюсь
    Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
    Соляной пер., 13
    Вход на выставку только с платной экскурсией 5 октября в 12.00, 14.00, 16.00
    6 октября - выставка закрыта
    Куратор: Кирилл Спассков

    Выставка студентов академии Штиглица анализирует процессы ответной реакции классической, прикладной школы на вызовы современного развития искусства.
    Традиционные академии зачастую обвиняют в отстраненности от актуальных процессов и избыточном консерватизме в обучении студентов.
  • Круг интерпретаций
    Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
    Соляной пер., 13

    Вход на выставку только с платной экскурсией 5 октября в 12.00, 14.00, 16.00
    6 октября - выставка закрыта
    Художники: Анастасия Колесник, Анна Мартыненко.
    Куратор: Александра Оминина

    Выставка «Круг Интерпретаций» является дипломным проектом 2019 года Академии Штиглица, Анастасии Колесник. «Круг интерпретаций» исследует возможность освобождения от репрезентации самого себя и представлен в двух формах: инсталляция и перформанс.
  • Буферная зона
    MYTH Gallery
    Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 61
    www.mythgallery.art

    12.09.19 – 15.11.19
    Художник: Лиза Бобкова

    Откровения и признания друзей и знакомых оказались перекодированы в символы и звуковые волны. Образы из акварельных рисунков выступили за пределы символического и трансформировались в реальное.
  • SUMMER CAMP
    Anna Nova Gallery
    Ул. Жуковского, 28
    27.07.19 – 12.10.19
    Куратор: Станислав Савицкий
    Художники: Группа Север-7

    В рамках экспозиции художники группы представят всю многогранность пост-апокалиптического общества и легкость фланирования в нем современного тинэйджера.

  • Мелиорация, или 12-й урок постэкзотизма
    FFTN
    3-я Советская ул., 2
    04 – 11.10.19
    Художники: Анна Андржиевская, Игорь Гулин, Арсений Жиляев, Саша Зубрицкая, Никита Клен и др.
    Кураторы: Ирина Аксенова, Татьяна Данилевская

    "Мелиорация" - результат двухлетней работы FFTN в поле современного искусства Санкт-Петербурга. Центр и периферия, голоса, репрезентирующие разные культуры и взгляды, смешиваются, маскируя постколониальные процессы, мелиорацию и удобрение (за чей-то счет?). Что мы должны сделать, чтобы посаженное принесло плоды? Осушать или увлажнять, трансгрессировать или укреплять границы?
  • Импульс
    Центр Современного Искусстваим. Сергея Курёхина
    Лиговский пр. 73, 4 этаж
    Сайт: kuryokhin.net
    05.10.19 – 17.10.19
    Вход - по билетам. 6 октября – выставка не работает!
    Художники: Братья Андреевы, Наталья Балабанова, Катя Буторина, Катерина Веселовская, ВОПИ, Тата Гориан, Филипп Гузеев, Анастасия Колесник, Валентина Макарова, Анна Мартыненко, Евгений Молодцов, Дарья Молодцова, Полина Орлова, Анна Прилуцкая, Лидия Риккер, Алёна Смолина, iBiom Box

    Кураторы: Вероника Никифорова, Христина Отс.

    Проект «Импульс» объединяет произведения молодых художников, смещающих оптику взгляда на современное «петербургское искусство». Не стремясь выявить однозначное направление движения молодого искусства, будь то формальная или сюжетная общность, проект пытается ухватить актуальность момента в его различности.
  • Военный Реквием. 872 дня в Ленинграде
    Арт-Центр «Пушкинская 10»
    Лиговский пр., 53
    Сайт:p-10.ru
    05.10.19 – 13.10.19
    Художник: Чикако Гото (Япония)
    Куратор: Глеб Ершов

    В рамках работы в Санкт-Петербургской Арт-резиденции художница Чикако Гото создала графическую серию из 872 листов, посвященную блокаде Ленинграда и теме исторической памяти.
  • Почему я должна?
    Арт-Центр «Пушкинская 10»
    Лиговский пр., 53
    Сайт: p-10.ru
    07.09.19 – 13.10.19
    Вход - по билетам
    Художник: Марина Колдобская

    Новый проект Марины Колдобской открывается вопросом-лозунгом: «Почему я должна?». Воспротивившись конвенциональным ролям и порядкам, художница подвергает критике традиционное представление о живописи.
  • Анатомия
    Antonov gallery
    Ул. Рубинштейна, 40/11
    19.09.19 – 24.10.19
    Художники: Сергей Бондарев, Андрей Антонов

    Когда-то подаренная книга Ене Барчаи Анатомия для художников, послужила инспирацией серии работ Сергея Бондарева АНАТОМИЯ. Выборочные страницы из альбома были напечатаны на холсте и превратились в огромные живописные работы-упражнения.
II маршрут. Невский проспект-Садовая
  • Сборная выставка Колдовских художников
    Галерея Свиное Рыло
    Наб. реки Фонтанки, 5
    Сайт: vk.com/kolhuisvinoe
    Колдовские Художники открывают новый сезон дайджестом из всех выставочных проектов этого года. В ней примут участие Николай Копейкин, Вася Ложкин, Андрей Кагадеев, Кирилл Миллер, Павлик Лемтыбож, Андрей Люблинский, Михаил Гавричков, Николай Васильев и другие.
  • Некрореализм
    Галерея Свиное Рыло
    Наб. реки Фонтанки, 5
    Сайт: vk.com/kolhuisvinoe
    24.09.19 – 13.10.19
    Художник: Валерий Морозов

    Выставка Валерия Морозова, участника знаменитой художественной группы "Некрореалисты", включает ретроспективу и новые работы на тему смерти и пограничных с ней состояний.
  • Открытый архив. Наедине с собой
    Читальный зал Aperto Masters
    Итальянская ул., 17, второй двор. Школа Masters
    Сайт: masters-project.ru
    01.10.19 – 31.10.19
    Куратор: Елена Юшина
    Архив видео и постеров: Джона Балдассари, Гилберта и Джорджа, Нам Джун Пайка и других.

    В открытом архиве представлены видеоработы 1970-х годов из коллекции Aperto, переданные в читальный зал немецкими коллекционерами и архивистами, в том числе видео: Джона Балдассари, Гилберта и Джорджа, Нам Джун Пайка и других. «Открытый архив» позволяет вам встретиться с собой на территории искусства и временно поставить себя на паузу.
  • Краденое солнце
    Name Gallery
    Большая Конюшенная ул., 2
    Сайт: namegallery.ru
    25.09.19 – 16.11.19
    Художник: Максим Свищёв

    В новом проекте «Краденое Солнце» Свищёв выступит не только как автор работ, но и как архитектор: экспозиционное пространство он превратит в зону поиска утраченного смысла.


  • Housekeeping
    Wynwood
    Наб. Канала Грибоедова, 18-20
    Сайт: http://wynwood.co
    01.10.19 – 15.01.19
    Куратор: Анна Заведий
    Участники: Саша Зубрицкая, Вероника Ивашкевич, Алина Кугушева, Ася Маракулина, Анна Прилуцкая, Алена Терешко.

    Выставка «Housekeeping» объединяет произведения петербургских художниц, которые прямо или косвенно касаются темы ведения домашнего хозяйства, интерпретируя ее изнутри сегодняшнего дня.
  • Как работать вместе
    Остров Новая Голландия
    Наб.Адмиралтейского канала,2 Сайт: www.newhollandsp.ru
    03.10.19 – 13.10.19
    Кураторы: ТОК (Творческое объединение кураторов)

    Чувствуя необходимость проанализировать современные условия своей профессии, во многом сложившиеся в последнее десятилетие, которое пришлось на реверсивную смену политического курса и экономического кризиса в России и мире, ТОК организует ретроспективную выставку о своей практике и роли куратора в обществе. Выставочная экспозиция состоит из архивных материалов проектов ТОКа и взаимосвязанных хронологических линий - череды политических событий, предопределивших современную ситуацию, которые наложены на этапы развития деятельности объединения.
  • Фотография между принтом и digital
    ФотоДепартамент
    Адрес: Гражданская ул.,13-15
    Сайт: fotodepartament.ru
    05.10.19 – 06.10.19
    Художники: Юлия Бориссова, Ольга Бушкова, Катя Быкова, Алексей Боголепов, Александр Веревкин, Анастасия Головина, Юрий Гудков, Моника Дубинкайте, Ася Жетвина и др.
    Кураторы: Надежда Шереметова, Юрий Гудков

    Посредством мультимедиа, фотоотпечатков, стен и окон, которые соединяют внешний мир и пространство ФотоДепартамента, мы сделаем видимым и материальным то, что регулярно проводим виртуально или что само по себе имеет сетевую природу. И переведем в онлайн-режим живой отклик и посещение пространства, и создадим ситуацию медиации для переключения внимания в оценке фотографии с объекта эстетики к объекту смысла.
  • Железные нотки
    Marina Gisich Gallery
    Наб. реки Фонтанки, 121
    Сайт: gisich.com
    18.09.19 — 12.11.19
    Художник: Ася Маракулина

    Главная тема проекта Аси Маракулиной обретение собственной интонации. Мир, изображенный Асей Маракулиной, существует между музыкальной школой и детской площадкой, между распорядком и игрой.
  • Личный мотив.
    Графика 1920 – 1980-х годов из собраний Михаила Карасика и Анны и Леонида Франц
    Библиотека книжной графики
    Адрес: 7-я Красноармейская ул., 30
    Сайт: biblioteka-knizhnoj-grafiki
    04.10.19– 26.10.19
    Художники: Владимир Лебедев, Николай Тырса, Александр Ведерников, Ольга Гильдебранд-Арбенина, Владимир Стерлигов и др.

    Выставка в Библиотеке книжной графики объединила около 100 графических работ более чем 60-ти художников, формировавших ключевые художественные явления отечественного неофициального искусства на протяжении 1920-1980-х годов.
III маршрут. Петроградская сторона-Васильевский остров
  • Путешествие на Большой Север в поисках кратера Другой Розы по компасу ЛибреЛуч'а
    Kunsthalle nummer sieben
    Адрес: Б.Зеленина ул., 21
    Сайт: kunsthallesieben
    03.10.19 – 06.10.19
    Художники: Александр Цикаришвили, Елизавета Цикаришвили, Анна Андржиевская, Иван Чемакин, Алексей Кузнецов, Наталья Рыбалко, Анастасия Кизилова и др.

    На двух соседствующих площадках публике предлагается понаблюдать за обменом практиками и формами взаимодействия. Два лагеря, две заповедные зоны, два совершенно разных по своей структуре племени сольются в ритуальном танце.
  • Путешествие на Большой Север в поисках кратера Другой Розы по компасу ЛибреЛуч'а
    ДК Розы
    Адрес: Б.Разночинная, 24
    Сайт: http://dkrosa.org/ru
    12.10.19 – 13.10.19
    Художники: Александр Цикаришвили, Елизавета Цикаришвили, Анна Андржиевская, Иван Чемакин, Алексей Кузнецов, Наталья Рыбалко, Анастасия Кизилова и др.

    Кunsthalle nummer sieben и ДК Розы являются сообществами культурных работников, очевидно основанными на принципах низовой самоорганизации, любви к творчеству и взаимопомощи. Совместный выставочный проект двух художественных инициатив есть попытка разобраться в том, насколько сохранение такой оппозиции имеет смысл сейчас и какие политики товарищества нужно развивать, чтобы ее преодолеть и найти новые волнующие формы развития искусства, способные менять жизнь.
  • Музей и кабинет
    Музей сновидений Фрейда
    Адрес: Большой проспект ПС,18А
    Сайт: https://freud.ru/
    29.09.19 – 28.10.19
    Художник: София Израэль

    «Этот проект об истории моей семьи в контексте истории моей страны. Исследование семейного архива в виде сценария керамического мультфильма, в котором пересечение моей памяти с исторической разворачивается на фоне макета тотальной инсталляции», - София Израэль.
  • Второй авангард
    DiDi Gallery
    Адрес: Большой пр. В.О., 62
    Сайт: didigallery.com
    24.09.19 - 20.10.19
    Художники: Евгений Михнов-Войтенко, Леонид Борисов, Аркадий Петров, Татьяна Назаренко и др.

    DiDi Gallery открывает осенний выставочный сезон экспозицией, составленной из произведений неофициальных советских художников 50-80-х гг. Среди них: Евгений Михнов- Войтенко, Леонид Борисов, Аркадий Петров, Татьяна Назаренко, Михаил Шварцман, Леонид Пурыгин и другие представители культуры советского андеграунда, или т. н. «авангарда второй волны».

IV Маршрут.

  • Плотность пустоты
    Abramova gallery
    Адрес: Красногвардейская пл., 3E. ArtPlay, 3 эт., Е3-130
    Сайт: abramovagallery.art
    29.05.19 — 31.10.19
    Художники: Алексей Захаров, Алексей Андреев, Ольга Крохичева, Мила Скетч, Сергей Колесов, Андрей Сурнов, Антон Семёнов и др.

    Зритель погрузится в пространство дополненной реальности и выйдет за рамки привычного восприятия произведений искусства. Единственным медиатором между ним и миром художника, пространством реальным и виртуальным, станет неотъемлемый элемент современной жизни – смартфон.



  • Offline/Online
    ДК Громов
    Адрес: ул. Громова, дом 4
    Сайт: dkgromov.org
    Художники: AES+F, Анатолий Зверев, Илья Кабаков, Комар и Меламид, Адам Листер, Лидия Мастеркова, Владислав Мамышев-Монро и др.
    Кураторы: Антонио Джеуза, Марина Альвитр

    Новый проект арт-пространства «ДК Громов», выставочный проект Offline/Online исследует влияние новых технологий на развитие искусства, коллекционирование искусства, а также на общение между искусством и зрителем.
  • SAM FAIR
    ярмарка современного искусства
    Музей стрит-арта
    Адрес: шоссе Революции, 84АБ
    Сайт: streetartmuseum.ru
    05.10.19 – 06.10.19
    Ярмарка современного искусства SAM FAIR — проект, призванный поддержать локальную художественную среду и её участников, предоставляя им платформу для продажи, демонстрации своего искусства и встречи со зрителями.

    130 художников-участников ярмарки.

    Вход - по билетам
  • Benua Art Garden
    Общественное пространство Бенуа 1890
    Адрес: Сад Бенуа. Пересечение Светлановского и Тихорецкого проспектов.
    Сайт: https://www.benua1890.ru/
    18.07.19 – 18.10.19
    Художники: Иван Горшков, Николай Копейкин, Андрей Люблинский, Петр Белый, Сергей Карев, Анна Мартыненко и др.
    Куратор: Анастасия Пронина

    В июле в Саду Бенуа открылась первая общедоступная выставка современного искусства в спальном районе Петербурга.
    Сад современного искусства (Benua art garden) стал не только парком арт-объектов, но и творческой площадкой, которая объединила петербургских художников и зрителей.
  • Feel On/Off
    Дом Молодежи «Квадрат»
    Адрес: ул. Передовиков,д16,к.2
    Сайт: vk.com/dm_kvadrat
    05.10.19 – 20.10.19
    Художники: Маковская Витана, Игнатьев Михаил, Драчева Карина, Эль-Сафади Виктор, Рокина Юлия, Голубева Вера и др.
    Кураторы: Казарина Дарья, Венков Никита.

    Концепция выставки основана на понятии синестезии – способности воспринимать реальность по нескольким каналам одновременно.
    Выставка является уникальным студенческим проектом, где кураторы и художники – амбициозные студенты, ищущие новые кураторские и художественные решения.
  • ART BUS
    по маршруту ДК Громов - Дом Молодежи «Квадрат» - Музей стрит-арта - Общественное пространство Бенуа 1890 - Abramova Gallery - будет курсировать Art bus - совместный проект ГЦСИ, АО Третий парк и уличного художника Максима Имы.

    расписание движения:

    Метро Новочеркасская:
    Заневский проспект, 8
    Отправление в 12:00, 14:11, 16:32, 18:53

    ДК Громов:
    «Ул. Стахановцев» (Заневский проспект, 9)
    Отправление в 12:03, 14:24, 16:45, 19:56

    Дом Культуры «Квадрат»:
    «Пр. Передовиков / Поликлиника 103» на ул. Передовиков, 14 к.2
    Отправление в 12:30, 14:51, 17:12

    Музей Стрит Арта:
    «Шоссе Революции» на шоссе Революции, 86Б
    Отправление в 12:51, 15:12, 17:33

    Бенуа 1890:
    «Тихорецкий проспект» на Тихорецкой проспекте, 17Г
    Отправление в 13:17, 15:38, 17:59

    Abramova Gallery:
    «Пр. Новочеркасский» на Новочеркасском проспекте, 2
    Отправление в 13:53, 16:14, 18:35
ART WEEKEND

5-6.10.2019
АРХИВ: СПЕЦПРОЕКТЫ
ДИСКУССИИ, ПОРТФОЛИО РЕВЬЮ, OPEN STUDIOS
5-6.10.2019
Сб., 5.10.2019
Дискуссионная панель в ЦВЗ "Манеж":
12:00-13:00 - Открытая дискуссия с Алисой Прудниковой и Павлом Пригара о проекте NEMOSKVA.
13:00–14:30 - Кураторство в общественных пространствах
Модератор: Юсси Койтела
Участники: Тару Таппола, Анна Дженсен, Кэрол Стакенас, Наиля Аллахвердиева, Артем Филатов, Сьюзан Кац
15:00–16:30 - Искусство и политика. Три пропозиции
Модератор: Дмитрий Виленский
Участники: Олеся Туркина, Луиза Зия, Соня Лау, Корина Л. Апостол, Артем Магун
16.30-18.00 - Художественные самоорганизации
Модератор: Лизавета Матвеева
Участники: Тоня Трубицына, Анн-Катрин Рудольф, Кларинда Мак Лоу, Ирина Аксенова, Никита Селезнев, Екатерина Соколовская, Александр Цикаришвили
Мероприятие прошло с синхронным переводом при поддержке: Frame Contemporary Art Finland, Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, CEC ArtsLink, Гете-институт, Австрийский культурный форум;

11:00 - 16:00 - прошло портфолио ревью в офисе ГЦСИ в Петербурге
Вс., 6.10.2019
11:00 - 16:00 - прошло портфолио ревью в офисе ГЦСИ в Петербурге;
РАСПИСАНИЕ ПОСЕЩЕНИЯ ОТКРЫТЫХ МАСТЕРСКИХ

Cб., 05.10.2019
12:00-14:30

Open Studios:
- Игорь Баранов
- Наталья Тихонова
- Нестор Энгельке
- Fedor Hiroshige

Васильевский остров
12:00-14:30

Open Studios:
- Лиза Бобкова
- Андрей Рудьев
- Вероника Рудьева-Рязанцева
- Александра Гарт

Центральный район
14:00-15:30

Open Studios:
- Константин Новиков
- Кирилл Котешов

Красногвардейский район
12:00-15:30

Open Studios:
- Павел Игнатьев
- Петр Швецов
- Надежда Анфалова
- Даниил Архипенко

Петроградский район
13:00-15:00

Open Studios:
- Марья Дмитриева
- Владислав Кульков

Кировский район
15:00−17:30

Open Studios:
- Александр Морозов
- Мария Заикина
- Арт Клуб Д-137
- Леонид Цхэ

Центральный район
регистрация закрыта
16:00-17:00

Open Studios:
- Ильдар Якубов

Васильевский Остров
Вс., 06.10.2019
12:00 - 14:30

Open Studios:
- Игорь Баранов
- Наталья Тихонова
- Нестор Энгельке
- Fedor Hiroshige

Васильевский остров
12:00 - 14:00

Open Studios:
- Стас Багс
- Евгения Мачнева
- Алена Терешко

Центральный район

14:00-15:30

Open Studios:
- Константин Новиков
- Кирилл Котешов

Красногвардейский район
12:00 - 13:00

Open Studios:
- Андржиевская Анна


Кировский район
12:00 - 15:30

Open Studios:
- Никита Селезнев, Соколовская Екатерина
- Андрей Люблинский
- Виталий Пушницкий
- Александр Лаврентьев

Центральный район
12:00 - 15:00

Open Studios:
- Лера Нибиру
- Андрей Рудьев
- Вероника Рудьева-Рязанцева
- Александра Гарт

Центральный район
регистрация закрыта
14:00 - 16:30

Open Studios:
- Александр Андросов, Вадим Зайцев
- Валерий Гриковский
- Александр Дашевский

Центральный район
15:00 - 16:00

Open Studios:
- Елена Губанова, Иван Говорков

Васильевский остров
2-ой Кураторский форум осенью 2020 года.
Cледите за нашими новостями в социальных сетях, например, в инстаграме - @ncca_northwest
команда Кураторского форума,
ГЦСИ в Санкт-Петербурге