«Куда ведет прогулка» — выставка в формате печатного издания, выпущенного в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года посвящена исследованию практик прогулок в условиях изоляции и социальной дистанции. В онлайн выставке представлена документация прогулочных работ художников.
Елизавета Коновалова
В серии «Сажа»* художница фиксирует и воспроизводит следы человеческого присутствия, которые стихийно маркируют городское пространство.

Сажа – отпечаток времени, одна из тех субстанций, за счет которых время становится видно. Эти найденные рисунки – эффект постоянного взаимодействия человека и поверхности. Результат множества касаний.
Стены как чувствительные поверхности, впитывают и хранят следы коллективного действия : нарушить монохром стены, случайно, или подсознательно желая оставить след. Эта работа фокусируется на неугодных проявлениях контекста - на отрицаемых, невидимых формах - с целью их показать и осмыслить как что-то органичное, и в то же время деликатно субверсивное.

По ссылке представлена работа, найденная во время одной из прогулки по Санкт-Петербургу в реальном масштабе. Ограниченность экрана не позволяет увидеть работу целиком, но по ней можно перемещаться, «касаясь» поверхности экрана.

Илья Романов «Прогулка с В.Хлебниковым» Эта серия рисунков появилась весной 2020, когда все были заперты в квартирах и выходили на улицу только по необходимости, а у Ильи был рабочий пропуск и возможность свободно перемещаться по городу. Интересно, что именно в этот момент возникла идея комикса на основе фрагментов поэзии Велимира Хлебникова, которого принято считать поэтом утопий и нового мира. Но стих, спотыкаясь о действительность, оставляет тревожное чувство отчужденного пространства – «не-места».
Денис Есаков в работе «г у л» обращается к прогулке на замкнутой территории, ее ограниченности и возможному потенциалу. 7 человек в течение 30 минут передвигаются на небольшой территории недалеко от дома. Художник фиксирует хореографию движения, как будто из камеры уличного наблюдения и разговоры участников в процессе, складывая их в своеобразную документальную поэзию. Трансформируя повседневное пространство за счет сконцентрированного человеческого присутствия, коллективное тело формирует дополнительную реальность человеческого присутствия в городе. «Тело, его присутствие и создает пространство, которое хочется обсуждать, про которое невозможно молчать. Тревожность пустого пандемического города подсознательно пугающая. Это не добровольное уединение, а невозможность быть с другими. Самого себя становится так много и так недостаточно».

Денис Есаков
г у л
шевелиться от стены и до забора
смело разговаривать
телефон светит в небо
искусство сидеть и читать
хочу

д и с т а н ц и я
ты был там
выйди на улицу
разбитые витрины
всё не так
невозможно

д е л а т ь
большое пространство
взаимодействие с материалом
невнимательно не дочитать
изменение условий
не слышно

в с е г д а
а что дальше делать
борьба за выживание
согревать пространство
постоянный поток
что угодно не делать

н а ч а л о
фиксируй шаги
задерживается связь
очень сильное ограничение
почти всё
можно двигаться быстрее

и д т и
прилечь
наша с тобой последняя прогулка
пометили всю территорию
один на один
опыт ещё не осмыслен

в м е с т е
почему они решили это
требует рефлексии
сейчас делать
люди сидят на улицах
всё будет работать