Авторы: Творческое объединение кураторов ТОК (Анна Биткина и Мария Вейц), кураторы программы симпозиума 1ого Кураторского форума
Нарастающая сложность современности и неразрешенность проблем прошлого ставят перед социальными и политическими структурами задачи по формированию и описанию новой реальности, “новой ситуации”[1] или “новых странных времен” (new strange time), как стали сейчас называть ситуацию пандемии коронавируса. Неотъемлемым и безотлагательным проектом гуманитарных наук становится потребность в «новых институтах обучения и познания» [2], позволяющим сформулировать существующие условия и наметить новые направления развития альтернативных политических и экологических сценариев, а также выработать инструменты для создания осознанного будущего. Кети Чухров, теоретик искусства и философ, рассматривая тему современности и ее неотъемлемых черт — глобализма и универсальности — утверждает, что ни один из жанров искусства не смог достичь такого транснационального единства как современное искусство [3]. Художница Аманда Бич, в свою очередь, заявляет, что «искусство берет на себя героическую роль, утверждая, что оно предлагает доступ к непостижимому восприятию реальности, которую разум и политика сделать не в состоянии» [4]. Значит ли это, что современное искусство со своим универсальным кодом может предложить нам и окружающей нас действительности, некую структуру, выходящую за пределы существующей реальности? Смогут ли визионерские принципы искусства очертить такое политическое будущее, которое основывалось бы на более совершенных возможностях общества?
Способность кураторской практики заимствовать и соединять знания из разных дисциплин, а также интегрировать художественные подходы в сферы, не связанные напрямую с искусством, делает ее мощным инструментом по созданию условий для размышления о комплексности современности, неразрешенных вопросах прошлого и альтернативных сценариях будущего. На Симпозиуме в рамках “I Кураторского форума”, тема которого была обозначена как “Выход за пределы реальности, расширение границ и создание новых структур”, кураторы и теоретики искусства встретились, чтобы поделиться своим видением, опытом и мечтами, связанными с современными политическими и экологическими проблемами. Симпозиум стал площадкой для взаимодействия между разными областями знания и представил его участникам возможность обсудить способность кураторства предвидеть и описывать масштабные социально-политические изменения, а также уникальную черту кураторской практики — охватывать и проникать в различные социальные структуры. В октябре 2019 симпозиум объединил в Санкт-Петербурге институциональных и независимых кураторов, писателей и ученых, которые в своей практике и исследованиях отстаивают новые территории кураторской профессии, тестируют новые форматы коллективной работы и творчества, концептуализируют новые теории и критические понятия, а также расшатывают устоявшиеся знания о прошлом в разрезе настоящего.Автор: Бассам Эль Барони.
Куратор. Профессор программы кураторских исследований (CuMMA) университета Аалто, Хельсинки. Со-куратор Европейской биеннале современного искусства Манифеста 8 (2010), Лофотенского международного фестиваля современного искусства LIAF (2013), Ирландской биеннале современного искусства Eva International (2014).
Авторы: Творческое объединение кураторов ТОК