Джесси Койман

«Мы осознали, что все должно быть работать по-другому»
Интервью: Наталия Щипакина
Санкт-Петербург – Роттердам
Джесси Койман – куратор программы Collective Learning центра, ранее известного, как Witte de With Center for Contemporary Art в Роттердаме. В октябре 2020 года Центр анонсировал результат Процесса Изменения Названия, который шел два года, и участие в котором приняли около 280 человек, в том числе правление Центра, его сотрудники и местные сообщества. С 27 января 2021 года институция будет переименована в Kunstinstituut Melly (Институт искусства Мелли). Официальный пресс-релиз об изменении названия Центра вы можете прочитать здесь. Мы поговорили с Джесси о том, чем стал долгий процесс изменения названия, что стало причиной появления этой инициативы, и как она связана с принципами работы центра.
В январе 2021 года институция, ранее известная как Центр Современного Искусства Witte de With, будет официально переименована в Kunstinstituut Melly. Какие причины лежат в основе инициативы о начале процесса переименования?
Решение об изменении имени было вызвано открытым письмом(1) в Witte de With, опубликованным 14 июня 2017 года Эгбертом Алехандро Мартина, Рамоной Сно, Ходаном Варзаме, Патрицией Шор, Амалем Альхааг и Марией Гуггенбихлер, а также последовавшими за этим дебатами. Открытое письмо оказало глубокое воздействие – оно продвинуло вперед текущие обсуждения и процесс деколонизации в Нидерландах, и, не в последнюю очередь, до такой степени, что критика заставила нас осознать необходимость признать наше "слепое пятно" и укрепить нашу работу в вопросах представительства. Перед лицом этого затруднительного положения 7 сентября 2017 года институция поклялось изменить свое название.

Изменение названия основано на двух центральных критериях: Во-первых, нынешнее название Witte de With, как нас чаще называют, указывает на местонахождение институции на улице Witte de Withstraat (улица названа в честь голландского адмирала Витте де Вит – прим. переводчика), но не выражает специализацию нашего центра (современное искусство и теория). Во-вторых, нынешнее название негативно сказывается на стремлении институции к инклюзивности, что имеет жизненно важное значение для актуальности и вклада культурной практики в целом.
Процесс занял более двух лет, не могли бы Вы рассказать нам, что это значило для институции и окружающих его сообществ? (Создал ли он импульс для начала неудобных дискуссий, или же дал толчок к развитию программы центра?).
Открытое письмо Witte de With разбудило нас. С самого начала наш подход был структурированным. Цель изменения названия состояла в том, чтобы провести институциональные преобразования, способствующие изменениям в Нидерландах и на международном уровне. Мы осознали, что все должно быть работать по-другому. Мы поделились некоторыми из наших действий на данный момент. Это включает в себя набор шести сотрудников и членов правления, которые диверсифицировали нашу команду, новую программу работы с общественностью, в том числе новое пространство под названием MELLY, а также исторические исследования. Происходит процесс вовлечения общественности, в рамках которого появились пять форумов, которые включали некоторые неудобные обсуждения и онлайн опрос, решение о названии Kunstinstituut Melly было прямым его результатом. И чтобы сохранить структурные изменения, через которые сейчас проходит наша институция, взгляд на нашу программу также будет другим. Сейчас мы работаем над этим.
Какие принципы лежали в основе «Инициативы по изменению названия»?
В рамках этой инициативы было предложено изменить характер и состав нашей институции. Это было сделано для того, чтобы процесс, связанный с новым названием, осуществлялся на основе более диверсифицированной команды и группы заинтересованных сторон, которые оно должно было развивать и стимулировать. Это было сделано также для того, чтобы переименование центра стало первым из многих действий, направленных на углубление институциональных преобразований. Инициатива по изменению названия оказала влияние на культуру работы центра, его художественное видение и программу. Тактика посредничества институции в области искусства и привлечения общественности также значительно изменилась. Правильными терминами для описания этих принципов были бы передовая практика, подотчетность и децентрализованный процесс принятия решений.
Стал ли этот процесс образовательным для его участников?
Этот процесс в целом может быть и рассматривается как образовательный процесс для всех его участников. Трансформация, которую осуществляет наша институция, в основном заключается в изучении собственных «слепых пятен». Поэтому процесс был очень познавательным не только для участвующей аудитории, где, например, делились знаниями об истории здания, истории улицы, истории художественной институции, но и для сотрудников центра.
Поговорим о Мелли, пространстве на первом этаже институции, ранее известной как Центр Современного Искусства Witte de With. Зачем нужно было создавать как бы обособленное пространство в рамках существующей институции искусства? Как вы думаете, чем его идентичность отличается от идентичности Kunstinstituut Melly?
Первый этаж Мелли был создан нынешним директором Софией Эрнандес Чонг Куи в 2018 году. До этого это было галерейное пространство, где художники выставляли свои работы. Превращая это пространство в пространство для встреч, книжный магазин и учебную комнату, целью было и остается сделать это институцию более доступной. Пространство сначала называлось Untitled («без названия»), где благодаря программе Work-Learn группа молодых специалистов из Роттердама переименовала это пространство в Melly (2019). Они ссылались на произведение искусства на боковой стене нашего здания, которое висит там с 1990 года. Кроме того, это произведение искусства было частью одной из первых выставок центра. Эта работа выполнена Кеном Ламом и гласит: «Мелли Шам ненавидит свою работу». Участники Work-Learn увидели в Мелли анти-героя, который представляет всех. И это то, что они хотели для пространства, чтобы оно было гостеприимным для всех.

Melly превратился как удобное и доступное место, где сейчас также можно выпить чашку кофе. Это также место, где проходит огромное количество событий из нашей публичной и образовательной программ. Идентичность этого пространства уже сформировалась и известна. Вызов для нас, как для учреждения на данном этапе, состоит в том, чтобы найти баланс между идентичностью институции и идентичностью уже существующего пространства Melly.
Один из главных критических вопросов, который задают кураторы симпозиума* Кураторского Форума, – «Кто еще производит знания в культуре?». Так кто же, по вашему мнению, является агентами производства знаний в Kunstinstituut Melly?
Я думаю, что одна из главных ролей институции современного искусства – быть посредником. Люди, с которыми работает институция, такие как художники, заинтересованные стороны и сообщество, производят знания, мы содействуем этому производству с помощью многочисленных способов. Это делает их посредниками в производстве знаний для институции. Другая роль, которую играет институция современного искусства, заключается в создании доступа к этим знаниям путем предоставления различных форматов для различных групп. Таким образом, институция применяет знания, используя свою собственную область знаний. Что делает ее агентом производства знаний в том числе.
На сайте Kunstinstituut Melly написано, что «Инициатива по изменению названия была осуществлена с помощью новой институциональной философии коллективного обучения». Можете ли вы рассказать нам больше об этой философии? Как работает программа Коллективного Обучения? Кто формирует программу и кто может принять в ней участие?

Мы привыкли к системе образования, где есть один учитель и один класс. Учитель считает себя экспертом, который дает другим знания, что создает иерархию. Цель коллективного обучения заключается в том, чтобы обмен знаниями происходил с обеих сторон, что сдвигает границы и размывает иерархию.

С 2018 года коллективное обучение является центральной движущей силой Центра Современного Искусства Witte de With, сообщая о его трансформационных изменениях и многочисленных общественных мероприятиях. Когда весной того же года меня назначили его куратором, мне было поручено организовать программы и проекты, направленные на то, чтобы сделать наш центр более доступным для общественности, чем его уже давно сформировавшееся сообщество профессионалов в области искусства. Для этого я сосредоточилась на создании мероприятий, которые сдвигают эти границы, размывают иерархию и создают сообщества. Одна из таких программ – Сессии (Sessions) – мероприятия, в которых приоритет отдается постановкам и перформансам, начиная от танца и заканчивая устной речью и музыкой, практикам, разработанным за пределами области изобразительного искусства. Центральное место в программе сеансов занимает то, что мероприятия проводятся в интимной обстановке, что позволяет исполнителям, ведущим и публике общаться и делиться своими навыками и талантами.

Существует не только внешний, но и внутренний фокус. Для того чтобы практиковать то, что мы проповедуем, команда институции также часто проводит семинары по коллективному обучению.

(1) В открытом письме центр, ранее известный как Witte de With Center for Contemporary Art критиковался профессионалами в сфере современного искусства за несоответствие провозглашаемых центром принципов «критического подхода и работы» и названия институции в честь «высокопоставленного колониального военно-морского офицера <...> имя которого ассоциируется с историей террора».
ДЖЕССИ КОЙМАН
Джесси Койман (Нидерланды) является куратором программы Collective Learning центра, ранее известного как Witte de With CCA с 2018 года. Она окончила Роттердамскую академию Виллема де Кунинга, где изучала стиль жизни и дизайн (2013-2017). Во время учебы она в основном занималась визуальной культурой и критическими исследованиями. Ее проекты направлены на исследование культурной интерсекциональности. Она была одним из основателей "Мы – движение, а не коллектив" (We Are A Movement Not A Collective). Это движение было нацелено на создание понимания репрезентативности, разнообразия и инклюзивности в школьных учреждениях и вокруг них. В 2020 году она пройдет курс «Инклюзивное лидерство», организованный Академией Культурного Менеджмента.