Выставка «Мы, деревья » в формате печатного издания – зина это исследовательский проект художников из Санкт-Петербурга и Москвы. Команда авторов осмысляет проблему исключенности отдельно стоящих деревьев из социо-экологической повестки Санкт-Петербурга. Город, знаменитый своими тополями и парками, сегодня испытывает настоящую потребность в радикальном пересмотре концепции озеленения уличных и дворовых территорий. Деревья в городе являются признаком здоровой, устойчивой и сбалансированной среды. Так называемые зеленые патчи — участки плотного роста деревьев в общедоступных местах — обеспечивают благоприятные условия для развития различных форм жизни на территории городских скверов и бульваров. И если за состоянием парков с особым правовым статусом в городе следят с пристальным вниманием, то одиноко стоящие деревья на улицах и набережных Санкт-Петербурга исключены из дискурса о ценности зеленого урбанистического наследия и его защите.

Это особые зеленые зоны, где все по-другому. Скрытые за историческими фасадами и неприметные снаружи, их еще встретить в старых дворах исторической части города. В них живет «дух места». Неосязаемый сгусток подлинного впечатления, собранный из фрагментов городских легенд, комментариев в социальных сетях, заметок в СМИ, планов прокладки городской инфраструктуры и много другого. Наш зин обращается к этим неприметным жителям города и посылает им приветственные сигналы о готовности к диалогу. Нам хочется верить, что «другие пространства» ответят нам взаимностью.

Арт-медиация по зину-выставке:
Зин можно было получить бесплатно, заказав почтовую доставку, или взяв в одном из мест публичного распространения. На данный момент весь тираж зина распространен.
<Интервенция в городе>
Частью проекта «Мы, деревья» стала уличная выставка на трех рекламных щитах Васильевского острова.
Любой желающий мог отсканировать QR-код и по ссылке прослушать арт-медиацию, созданную художницей Кариной Щербаковой и саунд-дизайнером Леонидом Курашовым. В ходе прослушивания гости уличной выставки узнали больше о дубах Большого проспекта Васильевского острова.
Над зином работали:
Сергей Морозов
куратор зина-выставки
Анна Саруханова
куратор и художник зина-выставки
иллюстратор, интересует визуальная документация и социально-ориентированные проекты
Анна Карп
художник и дизайнер зина-выставки
дизайнер печатных и веб-проектов, интересуется новыми способами кроссформатной коммуникации, дизайн-фикшном, спекулятивными и перформативными практиками
Карина Щербакова
арт-медиатор зина-выставки
соматический практик, художник
Александра Кокачева
художница зина-выставки
художница, интересуют междисциплинарные проекты, затрагивающие темы памяти, взаимоотношений человека и природы
Мария Тиника
эксперт, художница зина-выставки
общественный деятель, занимается просвещением и образованием в области сохранения и приумножения деревьев в городе
Кира Харлашова
художник зина-выставки
художница, изучает и преподает работу с цифровыми инструментами анализа данных, интересуется их применением в искусстве
Леонид Курашов
саунд-дизайнер зина-выставки
<Что такое зин?>
Зин (от англ. “zine”, первоначально “fanzine”, — fan magazine — любительский журнал) — самодельное малотиражное периодическое издание. Впервые зины появились в Северной Америке в 1930-e годы в среде фанатов научной фантастики, а к 1980-м гг сформировалась целая зин-культура, охватывающая разные темы (от панка-рока до футбола и политики) и разные континенты. Появились независимые издательства, специализирующиеся только на зинах и даже ярмарки и выставки зинов. Несмотря на то, что сегодня зины являются вполне привычным форматом для разных и даже, парадоксально, вполне коммерческих проектов, в своей основе они все же остаются альтернативой культуре мейнстрима и, как правило, становятся площадкой для экспериментов и выражений интересов и манифестов различных сообществ и субкультур.

<О проекте>
«Зин как выставка: postcovid»

Усталость от избыточности разнообразных онлайн-форматов событий, предлагаемых в качестве культурного досуга в период пандемии, стала отправной точкой для размышлений о возможных новых форматах выставок.
В течение осени 2020 года будут изданы 4 зина, каждый из них будет представлять собой take-away экспозицию в формате черно-белого печатного издания.
Вокруг каждого издания будет создана образовательная программа, которая соберет и сформирует вокруг себя собственную публику.
Зины можно будет найти в общественных пространствах Санкт-Петербурга или получить с «доставкой на дом» в сентябре–ноябре этого года.

Кураторы проекта: Алина Белишкина и Наталья Хвоенкова