Выставка
«Искусство делает доступным то, что невидимо без него»
14-24 декабря, 2023

Выставка — результат работы кураторской лаборатории для студентов, реализуемой в рамках 4-го Кураторского форума «Архивы. Правила порядка». Всем участникам курса было предложено сделать проект выставки на тему «Искусство в публичном пространстве», основываясь на исследовательской работе с несколькими архивными коллекциями. Экспертный совет путем голосования выбрал для реализации концепцию Насти Мартыновой и Лены Красильниковой. В центре внимания выставки — работа с архивом арт-резиденции «Перспективы».

Адрес: Европейский университет (особняк Серебряковой), набережная Кутузова, 22.
Кураторы выставки
Настя Мартынова,
Лена Красильникова

Художники
Вероника Вепрева,
Алексей Сахнов,
Алексей Мишенев
Консультант
Александр Иванов, педагог, куратор, руководитель арт-студии петербургской общественной организации «Перспективы» при ПНИ № 3 в Петергофе
Куратор лаборатории
4-го Кураторского форума
Анастасия Котылева

Технический директор выставки Алексей Феськов
Команда 4-го Кураторского форума (Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина)
Дарья Болдырева,
Мария Трунтаева,
Анна Абрамова,
Ангелина Браун,
Мария Хейсина,
Анастасия Корнилова
Психоневрологический интернат (ПНИ) — это учреждение закрытого типа. Закрытость формируется на уровне архитектуры зданий и алгоритмов их функционирования: пространственная обособленность, пропускной режим, бюрократическая структура управления. Также существует медицинская рамка восприятия: прописанные нормы маркируют проживающего как подопечного, как одного из сотен точно таких же, но не как личность со своими интересами и чувствами. Все это ограничивает коммуникацию: между миром внутри интерната и за его пределами, между обитателем интерната и институцией.
Отличительной чертой произведения искусства является намерение передать информацию. Художники, проживающие в закрытом учреждении, посредством искусства получают возможность транслировать сообщение вовне. Практика создания произведений художником, проживающим в ПНИ, включает в себя работу в арт-студии «Перспективы» в интернате и поездки в арт-резиденцию в пространство «Нормальное место». Это возможность контакта с внешним миром на другом уровне: способ оказаться в другой среде — среде, открытой для проявления индивидуальности и диалога.
Психоневрологический интернат (ПНИ) — это учреждение закрытого типа. Закрытость формируется на уровне архитектуры зданий и алгоритмов их функционирования: пространственная обособленность, пропускной режим, бюрократическая структура управления. Также существует медицинская рамка восприятия: прописанные нормы маркируют проживающего как подопечного, как одного из сотен точно таких же, но не как личность со своими интересами и чувствами. Все это ограничивает коммуникацию: между миром внутри интерната и за его пределами, между обитателем интерната и институцией.

Отличительной чертой произведения искусства является намерение передать информацию. Художники, проживающие в закрытом учреждении, посредством искусства получают возможность транслировать сообщение вовне. Практика создания произведений художником, проживающим в ПНИ, включает в себя работу в арт-студии «Перспективы» в интернате и поездки в арт-резиденцию в пространство «Нормальное место». Это возможность контакта с внешним миром на другом уровне: способ оказаться в другой среде — среде, открытой для проявления индивидуальности и диалога.
Однако художник, проживающий в закрытом учреждении, вынужден постоянно отстаивать свое право быть частью мира искусства. Замкнутость интернатов, медицинская рамка восприятия людей, живущих в них, — препятствия, которые приходится преодолевать. Эта выставка — напоминание о том, что инвалидность и статус проживающего в учреждении закрытого типа — не определяющее свойство выделенной социальной группы. «Безбарьерная среда — это не только пандусы… или сурдоперевод» [1], это совокупность многих прав и свобод, в том числе право быть художником.
[1] Алёшин Я. Можем ли мы отказаться от идеи «инвалидности» сегодня? // Художественный журнал = Moscow Art Magazine. 2017. № 102.
Photo by Jacob
Photo by Kolya
Photo by Oliver
Photo by Leo
Photo by Lea
Photo by Paul
Photo by Fabrice
Photo by Alex
Расписание арт-медиаций и экскурсий по выставке:
Арт-медиация по выставке
проводит Анна Абрамова

15.12 (пт) 16:00
17.12 (вс) 14:00
19.12 (вт) 17:00, 19:00
23.12 (сб) 17:00
24.12 (вс) 17:00
Кураторская экскурсия
17.12 (вс) 17:00 Елена Красильникова
20.12 (ср) 19:00 Анастасия Мартынова
21.12 (чт) 19:00 Анастасия Мартынова
Творческая арт-медиация
проводит Анна Абрамова

16.12 (сб) 16:00
23.12 (сб) 14:00
24.12 (вс) 14:00
Тезаурус выставки
Незнание слов и непонимание, как говорить на темы инвалидности и проблем закрытых институций, рождает страх и внутренний блок. Люди предпочитают промолчать, чтобы не сказать лишнего. Мы даем людям инструмент для снятия внутренних барьеров в виде словаря.
ПНИ (сокращение от «психоневрологический интернат») — учреждение социального обслуживания. Резиденты проживают в интернате на долгосрочной основе и состоят там на административном учете.
Александр Иванов, Жоана Монбарон. Рисунки из воздуха. 2018
Художники, проживающие в закрытой институции, — наш вариант перевода термина artists experiencing confinement, предложенного исследовательницей Дженнифер Эйзенхауэр-Ричардсон (2018). В условиях, заданных структурой институции, явные высказывания уступают место неявным. Например, речь отходит на второй план, а субъектность выражается при помощи неочевидных тактик (по Мишелю де Серто), таких как выбор материалов или формы произведения, повторяемость (серийность работ), имитация и переозначивание доминирующей стратегии (захват смысла).
Дискриминация — первичный барьер, с которым сталкиваются люди с инвалидностью в их стремлении к полному социальному участию.

Елена Ярская-Смирнова, Никита Большаков.

Модели понимания инвалидности. 2020

Миноритарное искусство — искусство меньшинства. Оно функционирует в пространстве, подвластном искусству большинства (мейнстримному, господствующему и коммерчески успешному), но не вписывается в него полностью. Миноритарная арт-практика — это всегда процесс, так как важен процесс становления.
Александра Володина. Аутсайдер-арт как art mineur. 2022
Disability art — любая творческая работа, которая исследует опыт инвалидности как по содержанию, так и по форме. Основная функция disability art заключается в том, чтобы сформулировать для сообщества людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для широкой общественности, что означает инвалидность — политически, лично и эстетически.
Carrie Sandahl. Disability Art
Произведение искусства от искусно сделанного предмета отличает намерение передачи информации, то есть намерение участия в коммуникации.
по Никласу Луману
Инвалидность — это эволюционирующее понятие… [она] является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Конвенция ООН о правах инвалидов. 2006

Инклюзия (I) — создание общественных отношений, на равных включающих людей с разными физическими возможностями [и основанных на восприятии] самих этих возможностей именно как возможностей, а не как ограничений.

Ярослав Алёшин. Из интервью

«Инклюзивный фестиваль как формат исследования»

Инклюзия (II) — набор практик, связанных с поддержанием разнообразия в обществе, обеспечением физической и информационной доступности и изменением самой среды, а также с преодолением исключения и дискриминации.

Музей современного искусства «Гараж»

Disability studies (исследования инвалидности) — междисциплинарная область исследований, основанная на гуманитарных и социальных науках, которая рассматривает инвалидность в контексте культуры, общества и политики, а не через призму медицины или психологии. Данная дисциплина бросает вызов идее бинарности нормального и ненормального и предполагает, что «нормальным» является ряд человеческих вариаций.
Nancy E. Rice. Disability Studies
Согласно социокультурной модели, как способность, так и неспособность человека что-либо делать определяются культурными механизмами — от созданного человеком физического окружения (отсутствия или наличия пандусов, тактильной плитки и т. д.) до системы школьного оценивания и языковых метафор, принижающих значимость Других.

Елена Ярская-Смирнова, Никита Большаков.

Модели понимания инвалидности. 2020

4-й Кураторский форум «Архивы. Правила порядка» в 2023 году направлен на формирование навыков работы с современными архивами и их использование в кураторской практике. Проект состоит из образовательного симпозиума, мастер-классов для широкой аудитории и кураторской лаборатории для молодых специалистов. Проект реализуется Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина в партнерстве с Европейским университетом и при поддержке Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.
Арт-студия петербургской благотворительной организации «Перспективы» — творческое пространство, основанное в 2001 году при психоневрологическом интернате № 3 в Старом Петергофе. Ее архив насчитывает более 3 тыс. единиц хранения. Обширное собрание объектов, документов и произведений отражает историю одного из самых старых социально-художественных проектов современной России, а также его основную цель — выйти за пределы постсоветского понятия реабилитации и построить деятельность на ценностях диалога, знания и инклюзивного арт-образования.

В 2022 году «Перспективы» стали соучредителем инклюзивного кластера Нормальное место в Севкабель Порт. Здесь мы открыли свою первую городскую площадку — арт-резиденцию. Она включает в себя пространство для арт-сессий, открытый архив и библиотеку.
Организаторы:
Проект реализуется при поддержке Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга.