Городской маршрут
«Подземные реки»
с дополненной реальностью

Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Центром Art & Science Университета ИТМО и Лабораторией Новых Медиа (Новая сцена Александринского театра) представляет городской маршрут «Подземные реки». Маршрут с AR-работами художников интегрирован в бесплатное мобильное приложение New Stage XR и пролегает вдоль набережной реки Фонтанки.

Видеть этот камень, не испытывая нерешительности,

Видеть эти камни и не отводить взгляда,

Видеть эти камни и постигать каменность камня.


Аркадий Драгомощенко. Ослабление признака




И потом, как только разглядишь все отражения,

внезапно начинаешь смотреть на саму воду;

и тогда кажется, что ты застал ее в процессе

созидания красоты; замечаешь, что она прекрасна во всей

своей объемности, прекрасна какой-то внутренней

и притом — активной красотой.


Гастон Башляр. Вода и грезы. Опыт о воображении материи

Объединяя мифологию, урбанистику, современную науку и художественное воображение, проект «Подземные реки» стремится углубить наше понимание подземного мира.

На протяжении истории человечества подземные реки занимали важное место в мифологиях разных культур, они были символами тайны, запретов, перехода от жизни к смерти. Древние герои эпосов — друг Гильгамеша Энкиду, Геракл, Одиссей и Эней — спускаются в сумеречные пещеры загробных миров (катабасис) преодолевая реки, чтобы получить ясное представление о будущем.

Концепция глубокого времени охватывает обширное пространство геологических эпох, сформировавших слои Земли, — грандиозного архива истории планеты. Глубокое время неразрывно связано с возможностью осознать масштабы «нечеловеческой» истории, превосходящей время человеческое. Погружаясь в подземное пространство проект предлагает зрителям «увидеть себя частью наследства и наследия, тянущихся на миллионы лет в прошлое и будущее»[1].

Художники по-разному интерпретировали информацию, полученную в рамках лаборатории. Среди работ можно найти грезы о прошлом города и эсхатологические видения его будущего; хтонических существ и водных богинь из потусторонней вселенной городской мифологии; темные волглые тела плавунов; миражи водотоков и источников, которых больше нет. Взятые из истории или вдохновленные пространством города, проекты встраиваются в городское пространство посредством технологии дополненной реальности. Созданные в лаборатории проекты были объединены в маршрут-прогулку, проявляющую незримые процессы под асфальтом Петербурга. Скрытые подземные ландшафты, водные горизонты, пронизывающие древние недра земли и продолжающие влиять на наш город сегодня, затерянные истории — становятся видимыми и ощутимыми в дополненной реальности, благодаря искусству.

Дарья Болдырева, Христина Отс

[1] Роберт Макфарлейн. Подземье. Путешествие в глубь земли и времени. СПб, 2021. С. 21
«Проявить» работы дополненной реальности поможет мобильное приложение New Stage XR, которое доступно для скачивания в App Store и Google Play. В приложение также интегрированы описания работ и карта.

AR-объекты

Каменные линии Петербурга
Екатерина Смирнова
набережная реки Фонтанки, дом 49 литера, А (Новая сцена Александринского театра)
«Каменные линии Петербурга» — взгляд на историю города через его материальность. В основе проекта — модель гранитного камня, найденного художницей на Дворцовой площади.

Камни — части горных пород, формирующие архитектурный облик города. Сложенные в брусчатку, они становятся частью городской истории и культуры, свидетелями бесчисленного количества событий.

Однако отдельные камни могут рассказать историю, превосходящую время существования города. Внешний вид каждого камня — это отпечаток геологических процессов и хода естественной истории. Гранит на Дворцовой площади содержит жилы, образовавшиеся на месте кристаллизации трещин горной породы. Зальбанд — зона контакта жилы со стенкой породы, напоминающая зарастающий шрам на геологическом теле. Проект предлагает внимательнее взглянуть на привычный материал, растворяющийся в городской повседневности, где глубокое время вплетается в современность.
В раю не будет ночи
Мария Кувшинова
улица Зодчего Росси, дом 2 (угол здания Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки)
Плывун — это жидкий песок, который несет угрозу человеку и его амбициям. Опасный всепоглощающий зыбучий песок известен нам по детским книжкам. Если его задеть, он приобретет свойство вязкой жидкости и заполнит собой весь имеющийся объем, разрушая инфраструктуру — от колодцев до станций метро. В реальности прорвавшегося плывуна не бывает пустоты. Вместе с тем, плывун в городской среде — это экосистема, которая формируется под воздействием антропогенного фактора. На зарождение зыбучих песков в грунте и на динамику внутри плывуна влияют отходы промышленных предприятий, канализационные стоки и живущие в них бактерии. Плывун — не только песок, это живые и мертвые клетки микроорганизмов, а также продукты их метаболизма. Пока плывун не прорвался, мы не можем увидеть его под землей. Мы можем только представить себе этот отдельный мир — песчаное чудовище, совместно созданное природой и нами.
backup_protowater485m
Мария Архипова
​набережная реки Фонтанки, дом 31 / Невский проспект, дом 39 литера Б (колоннада Императорского кабинета Аничкова дворца)
Проект возвращает нас к протоводам — основам Санкт-Петербурга. Именно здесь слои ордовикского периода палеозоя выходят на поверхность. Огромное количество известняковых пород содержат в себе артефакты жизни того времени — многочисленные виды трилобитов, головоногих моллюсков и других обитателей ордовика находят часто в идеальном состоянии и называют первыми жителями Петербурга. В это время всю эту территорию занимало неглубокое море, и вся жизнь развивалась только в воде.

Ученые почти не находят на территории Ленинградской области остатков периода мезозоя предположительно потому, что тут всегда была вода. И сейчас город продолжает именоваться «городом на воде», а древние подземные морские жители продолжают участвовать в жизни Петербурга в фрагментах ступеней и облицовке зданий, где использованы известняковые породы.

Мы особенно не задумываемся, насколько древние фрагменты горных и известняковых пород, которые использовались при строительстве города. Облицовочные кирпичи — это архивы, физически сжатая информация, которую мы пытаемся разархивировать. А содержат они не только обрывки информации, но и возможные утраты и ошибки, которые мы видим через современную призму.

В проекте художницы эти утраты восполняются следами компьютерных сбоев: фрагментами глитча, пикселизации и цифровой деформации. Мария Архипова предлагает пользователю перенестись в тот период и посмотреть, как, по ее мнению, выглядела жизнь периода ордовика.

Пользователь будет путешествовать между современным Петербургом и дном ордовикского моря при помощи артефакт-порталов, которые можно обнаружить с помощью условно воссозданных звуков и визуальных образов того времени.
421 см выше ординара
Влада Олейник
набережная реки Фонтанки, дом 21 (пристань напротив Музея Фаберже)

Годами мне снится один и тот же сон:

огромная волна растет на линии горизонта

мои ноги увязли в земле, я не могу пошевелиться.


Мифология Петербурга неотделима от образа воды и размышлений о ее роли в судьбе города. С одной стороны, вода как первоначало стала причиной появления города, построенного близ моря, на Неве. С другой стороны, вода воспринимается как разрушительная сила и становится главным действующим лицом мифов о гибели Петербурга: город непременно уйдет на дно и будет уничтожен потопом.

Концентрация эсхатологической тревоги в городском фольклоре обусловлена особенностью расположения Петербурга. Юрий Лотман называл такие города «эксцентрическими», то есть лишенными замкнутой структуры, а значит — устойчивости. Петербург находится на краю как в пространственном (на берегу моря, в устье реки), так и метафизическом смысле: это город, внезапно созданный из ничего, вопреки национальной традиции и природе, вступающей с ней в борьбу через культурное освоение. Смерть от потопа как проявление стихийного хаоса и торжества природы — результат посягательства эксцентрического города на свободу стихии.

Некоторые петербуржцы сохраняют страх перед возможным наводнением, который проявляется во снах. Затопленные улицы, огромные волны, надвигающиеся на город, — все это повторяющиеся сюжеты в сновидениях горожан, раскрывающие отношение к воде как к деструктивной силе, контроль над которой рано или поздно будет утрачен. О разрушительном начале стихии и реальности катастрофы напоминает множество отметок уровня воды на домах, подтверждающих, что наводнения уже случались и могут повториться вновь.

Наводнение угрожает Петербургу не только из-за потепления климата и превышения количества выпадающих осадков над испарением, но и из-за высокого уровня стояния подземных вод и низкой степени естественной дренированности большей части территории города.

Работа «421 см выше ординара» предлагает зрителю столкнуться лицом к лицу с возможной катастрофой и представить мир, в котором она уже произошла. Это сон о постапокалиптическом городе, воссозданном жителями в новых условиях, в попытке обрести согласие со стихией.
Vedehine (в переводе с вепсского языка — дух воды)
Полина Кудинова
​набережная реки Фонтанки, дом 5/2 (участок набережной перед мостом Белинского)
В проекте предпринимается попытка переосмыслить этнические мотивы севернорусских народов в контексте современного городского пространства и актуальных социальных проблем.

На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на данный момент проживают несколько коренных народов: вепсы, водь и ижора. В их фольклоре существуют мифы космогонического характера, в которых вода позиционируется как первоначальная субстанция — prima materia — и как граница между миром живых и мертвых.

В современных исследованиях проводится параллель с prima materia и околоплодными водами, в которых женское тело символизирует проводника между мирами. Автору проекта показалось любопытным, что в мифах севернорусских народов женщина нередко олицетворяла водное пространство: волосы, символизирующие потоки рек, при заплетании переплетают нити судьбы и управляют жизнями живых существ. Женщина, традиционно ассоциирующаяся с идеями о жизни и плодородии, становится проводником в мир мертвых. Так, интерпретация этих мифов позволяет пересмотреть взгляды на роль женщины в культуре и истории.
under_pool
Pink Robot
​набережная реки Фонтанки, дом 30 / улица Белинского, дом 2
(фонтан «Река времени» скульптурной композиции «Новый век»)
AR-объект художницы представляет собой скважину подземного источника воды.

Вода в подземных источниках питьевая и богата минералами, которые обладают целебными свойствами. Вблизи таких источников нередко возникают курорты и санатории. Например, в Петербурге известен источник Полюстрово, однако интенсивное антропогенное воздействие, а именно строительство, привело к снижению водоносного горизонта.

Метафизическая скважина является местом силы и источником жизненной энергии, причем получаемая из недр земли, она приобретает сакральное значение и является сообщением между подземным и надземным миром. Виртуальный фонтан AR-инсталляции накладывается на реальный, вызвав, таким образом, некоторый диссонанс и консонанс одновременно.

Важно помнить об ограниченности природных ресурсов и возможность негативного влияния человечества на экосистему, без которой оно не может существовать.

Нажмите несколько раз на экран, тогда появится вода, однако если много раз тапать, то есть бездумно тратить ресурсы, вода в скважине может исказиться или иссякнуть вовсе.
Нечисть
Екатерина Юдаева
​набережная реки Фонтанки, дом 22 литера Б (двор за Отделением Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу по Центральному району)
Лужи и отражения в них, так же как AR, дополняют реальность и расширяют городское пространство. При этом лужи часто воспринимаются как что-то негативное — создают грязь, мешают транспорту, не дают выйти сухим. Они могут существовать несколько дней, пока вода не просочится под землю или не испарится.

Несмотря на свою короткую и не самую позитивную историю, лужи с научной точки зрения являются малыми формами водоемов, где живут различные существа. Лужи —неотъемлемая часть водно-культурного кода Петербурга — должны иметь своих собственных нечистых обитателей. Проект «Нечисть» предлагает обратиться к архивным источникам и заселить пространство нечистью грязных вод, рожденных в процессе городского Петербургского мифотворчества.

Художница проанализировала несколько десятков номеров периодических изданий Петербурга начала XX века («Журнал журналов», «Водолаз», «Бурелом», «Гудок и др.), чтобы узнать, какие метафорические персонажи появились в ходе сатирических интерпретаций проблем грязных вод. Для преобразования в 3D-объекты было выбрано пять существ из луж, которые неоднократно встречались в изданиях в контексте неблагоприятной водно-экологической и социально-политической обстановки.

Все персонажи дополняют реальность так же внезапно и неожиданно, как настоящие лужи. И так же быстро перестают существовать.
I will walk down to the rain / Я спущусь к дождю
Роман Головин
​Пантелеймоновский мост
Как забывают реки?.. В попытке ответить на этот двоякий вопрос роман Головин в своей работа обращается к истории Лиговского канала, некогда бывшего основным водотоком, питающим фонтаны Летнего сада и проходящим сквозь весь город. Сейчас же это обитель запустения и стоянок бездомных, стоков и наносного мусора. После планомерного вытеснения вод канала из городской среды и сокращения его вдвое, память о нем, несмотря на известность, в наши дни оказывается фрагментарной и неравномерно распределенной в открытых исторических источниках. Забвение — это постепенный процесс, ускользающий, однако, от своей линейности, полнящийся обрывами и лакунами. Замещение и пересборка частей мира — заветы, которые неизбежно устанавливает время, с утратой реального нам становится все сложнее удерживать его в памяти. Мосты — из немногих вещей, которые могут оставаться следом в истории и на теле города. Когда-то через Лиговский канал было перекинуто более 30 мостов, на данный момент не сохранилось практически ни одного. Лишь Пантелеймоновский мост, перестраивавшийся множество раз и бывший когда-то акведуком канала, напоминает нам об истоках.

Образ работы художника также отсылает к механизму клепсидры, водяных часов, в свое время так же, как и Лиговский канал, оказавшемуся утраченным излишеством, бесполезной игрушкой.

Музыкальное полотно, состоящее из полевых записей, собранных в водах Лиговского канала и его устья, реки Красненькой, а также их окружения, представляет процессы разрушения памяти и поглощения забвением.
NEWĀesthenics
Степан Терещенко
​городской причал «Летний сад», Дворцовая набережная
(напротив Летнего сада)
Большинство подземных рек Санкт-Петербурга имеет антропогенное происхождение. Они находятся в совершенно разных районах города, но все впадают в Неву — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Коллектор поддерживает благоприятные условия для реки в контексте городской среды, но является запретной зоной для человека, чем и привлекает исследователей подземелий. Несмотря на предусмотренную возможность прохода для технического обслуживания, нахождение внутри каменной оболочки реки может быть фатальным из-за газов, грязевых потоков, препятствий и абсолютной темноты. Виртуальная реальность позволяет сконструировать альтернативное пространство, чтобы утолить жажду темной романтики.

NEWĀesthenics — новая урбанистика цифровых подземных рек. Она создает безопасное место встречи в параллельной вселенной. Эстетика грубых бетонных поверхностей трансформируется в духе новой классики с использованием текстур благородного камня, исторически обрамляющего Неву.
NEVA
Марина Музыка
​набережная Кутузова, дом 32 (пристань напротив дома 32 по набережной Кутузова)
NEVA — часть исследовательского проекта PETRA*, в рамках которого изучаются новые топологии для генерации трехмерных систем.
NEVA исследует процесс декодирования звуковой информации в визуальную систему, используя в качестве исходных данных звук воды подземных водных источников Санкт-Петербурга. Основой для топологии служат фигуры Хладни, образуемые скоплением мелких частиц под воздействием звуковых волн на поверхности упругой колеблющейся пластинки. NEVA симулирует этот процесс в виртуальной среде, трансформируя фигуры в трехмерные объекты.

Создавая новые топологии, основанные на акустических средах, проект рассматривает процесс формирования виртуальных структур в симбиозе с природными процессами.

*PETRA — исследовательский проект, изучающий состояние урбанистической среды, декодируя данные о загрязнении местных водных источников в синтетические скульптуры. Используя цифровые и материальные формы вычислений, проект ищет новые формы и эстетику, запрограммированные цифровыми, химическими и биологическими процессами.

Авторы проекта: Марина Музыка, Мария Купцова

Машина наблюдения / Observation machine
Яна Афанасьева
​площадь Восстания, дом 2 (слева от входа в наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания»)
Отправной точкой в исследовании Лиговского канала для художницы стал образ «Всевидящее око» над входной группой Заневской церкви (Церковь Входа Господня во Иерусалим), который в христианстве символизирует всеведение Бога. В конце XIX века Лиговский канал был частично засыпан, спустя время церковь также была разрушена. Остались места в городе, где канал выходит наружу и впадает в другие водные артерии.

Существование объектов (канала и церкви) прервалось в определенный момент и в определенном состоянии. Выпадая из общего временного потока, они сохраняются в виде символов, которые обрастают множеством интерпретаций в настоящем, их значение трансформируется в скрытых слоях ушедшего смысла.

Согласно Карлу Юнгу, коллективное бессознательное передается с древних времен по наследству посредством «мнемических образов». Они заключают сакральный смысл в знаках прошлого и открывают семиотические сигналы в новом качестве настоящего. Напоминание об утраченном и связях прошлого с настоящим стирается, истончается или искажается. Образ глаза десакрализовался и родился в варианте пересборки некоего механизма, части машины, которая находится в бесконечном цикле воспроизведения и повтора самой себя. Машина наблюдения — это совокупность практик, включающих замечания бессознательного и обращения к образам. Вы можете услышать звуковые ландшафты Лиговского канала, увидеть и разгадать искаженные знаки прошлого.

Медиации и экскурсии по городскому маршруту «Подземные реки»

Важно: возьмите с собой на медиацию или экскурсию заряженный телефон с камерой и наушники, чтобы просмотреть все AR-работы маршрута
19 сентября (чт), 18:00
5 октября (сб), 13:00
17 октября (чт), 18:00
10 октября (сб), 13:00
На прогулке с Анной Абрамовой мы пойдем вдоль реки Фонтанка к Неве, будем говорить о воде и искать то, что скрыто. В фокусе нашего внимания будут 10 AR-объектов, созданных в рамках лаборатории «Подземные реки», в которых художники размышляют о мифологии воды, хтонических существах, экологических аспектах рек, палеонтологии. Дополненная реальность позволит нам по-новому взглянуть на город и поговорить не только о воде и камнях, но и о технологиях.

Место сбора: набережная реки Фонтанки, дом 49 литера, А (Новая сцена Александринского театра).

Медиации проведет Анна Абрамова, искусствовед, арт-медиатор, ведущий специалист сектора художественных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Длительность прогулки — 1,5 часа.
28 сентября (сб), 13:00
Экскурсию проведет продюсер проекта «Подземные реки» Ксения Горланова. Она расскажет про техническую составляющую работ, процесс адаптации концепций под цифровой инструментарий и ограничения и возможности, которые существуют в поле digital искусства и AR-объектов.

Место сбора: набережная реки Фонтанки, дом 49 литера, А (Новая сцена Александринского театра).

Экскурсию проведет Ксения Горланова, ведущий специалист сектора художественных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Длительность прогулки — 1,5 часа.
Над проектом работали:
  • Кураторы


    Дарья Болдырева

    Христина Отс

    Ася Каплан

    Анастасия Брюханова

  • Продюсер


    Ксения Горланова

  • Дизайнеры


    Инна Саакян

    Мария Хейсина

  • Редактор


    Елена Гаревская

  • Художники


  • Мария Архипова

    Яна Афанасьева

    Роман Головин


  • Мария Кувшинова

    Полина Кудинова

    Марина Музыка


  • Влада Олейник

    Екатерина Смирнова

    Степан Терещенко


  • Pink Robot

    Екатерина Юдаева

Организаторы: