Арт-резиденция была скромной, без пафоса, без мишуры. Резиденты не были мировыми звездами — это были средние художники среднего звена, которых по всему миру достаточно много, но их работы позволяли местной публике и местным художникам увидеть, на каком уровне сейчас находится искусство в мире, увидеть некий срез процесса создания искусства.
Есть художники, которые воспринимают участие в резиденциях как возможность путешествовать и посмотреть мир: они перемещаются из одной резиденцию в другую и таким образом проводят время. За все годы существования арт-резиденции у нас таких не было. Художники приезжали с уже готовыми идеями для проектов, реализовывали их здесь, проекты раскрывали Кронштадт с разных, порой неожиданных сторон. Кто-то работал с архивами, кто-то представлял собственное прочтение места, кто-то создавал проекты с иммерсивной составляющей.
Манера, в которой создавались проекты зарубежными авторами, во многом обогатила и наших художников, позволила им перенять опыт. В Петербурге, в отличие от других городов, в том числе открытой и контактной Москвы, художественные объединения существовали автономно и жили своей жизнью — город был, да и до сих пор остается, герметичным.
Когда мы открывали open call, в условиях обязательно прописывали, что итоговый проект так или иначе должен быть связан с местным контекстом. Мне кажется, хорошо, что резиденция была не в Петербурге, а именно в здесь, в Кронштадте: в Петербурге она бы растворилась, там слишком большой разброс в темах, возможностях, слишком много соблазнов отвлечься. У нас они были в прямом и переносном смысле на острове, оставались большую часть времени наедине с собой и своей работой, это обстоятельство позволило создать некоторым из них исследовательские и по уровню вполне музейные арт-проекты, проникнутые доброжелательностью и искренней заинтересованностью в нашей жизни, истории, культуре.
За пять лет моей работы, с 2013 по 2018 год, в резиденции успели поработать 99 художников из России и 31 страны.