Studio Studies
Название цикла интервью заимствовано из области знаний, которая рассматривает студию художника как социологический и антропологический феномен, как экосистему культурного производства. Единственное большое издание на эту тему Studio Studies: operations, topologies, displacement («Изучения студий: операции, топологии, смещение» — перевод с англ.), объединяющее разные исследования в общий том — это инициатива факультета социологии Университета Голдсмит (Лондон). Авторы издания описывают опыты разных стран с акцентом на дизайн-студии, которые конечно, сильно отличаются от тех, что мы находим в Санкт-Петербурге. Описанные места плотно «вшиты» в различные экономические отношения — производимое в студии автоматически становится товаром и имеет перспективу существования в виде предметов декора или объектов для выставки, будто бы пространство студии изначально предполагает жизнь вещи как товара, даже до того как он был создан. Такая «конвеерная» модель чужда большей части студий художника в Санкт-Петербурге. Студии здесь скорее похожи на «тайнички» — располагаются они чаще всего на бывших или действующих заводах, в полужилых помещениях, иногда дома у художника. Студия часто становится местом притяжения единомышленников и функционирует по принципам «тайного общества»: исключительный вход, исключительные гости, особенное знание. Произведения искусства здесь обладают «подвешенной» перспективой: между архивом и потенциальной реализацией. Таким образом они отмечены печатью «искусства как такового», неутилитарного, избыточного, бессмысленного.
Изучение студий художников может способствовать десакрализации художественного труда, легитимации и нормализации работы художника, взаимному сближению публики и художника, деятельность которого может быть многогранно и полноценно описана с помощью таких антропологических исследований.