Причина, по которой я делаю все, что связано с современным искусством, заключается в том, что современное искусство – это невероятная форма понимания. Как ничто другое, оно может помочь нам справиться с тем как быть сегодня, с тем, что значит быть человеком в мире таком, какой он есть сейчас, как он функционирует и выглядит. Этот опыт современного искусства – то, что я бы хотела передать как можно большему количеству людей. Но это нельзя сделать оптом, на макроуровне, так как речь не идет о обращении больших масс. В лучшем случае, он начинается с индивидуальных встреч с произведениями искусства, по одному, хотя это могут быть несколько человек в одной комнате, переживающий этот опыт совместно, а не опыт огромной толпы как на стадионе. Музыкальные и спортивные занятия, которые были включены в школьную программу в Швеции в 60-х и 70-х годах, стали основной причиной появления в Швеции так называемого «музыкального чуда», с The Cardigans, Robin и другими, а также «спортивного чуда» с Бьёрном Боргом, Ингмаром Штенмарком и др. Поэтому термин «округ» (constituency) является более подходящим, чем «сообщество» (community), которого я обычно избегаю, так как он легко переходит в эссенциализм и другие упрощения.
Все, что мы делали в Tensta konsthall, было арт-центричным. Со стороны, на первый взгляд, может показаться, что некоторые проекты были реализованы как «программы по работе с населением», но в основном они не были спланированы таким образом. Они начинались как художественные работы, с приглашения художников, которым предоставлялся карт-бланш. Например, «Тихий университет» Ахмета Огута сначала состоялся в рамках групповой выставки под названием «"Музей Тенста": Репортажи из Новой Швеции». Художник, работающий в Стамбуле, Амстердаме и Берлине, годом ранее инициировал «Тихий университет» в Лондоне в сотрудничестве с Tate Modern, The Showroom и Delfina Studios, как независимую образовательную платформу. Эта платформа дает возможность людям, чей юридический статус не позволяет им практиковать согласно навыками и полученному образованию. Большинство из них являются мигрантами, не имеющими нужных документов. Затем «Тихий университет» добрался до других городов Европы и за ее пределами, даже до Аммана в Иордании. Мы пригласили Ахмета с «Тихим университетом» в Tensta konsthall. Спустя некоторое время Фахима Альнабльси, приехавшая в Тенсту в начале 90-х годов из Дамаска в качестве дипломированного преподавателя, но так и не сумевшая устроиться на работу в Швеции, предложила, чтобы «Тихий университет» при Tensta konsthall стал работать как языковое кафе. Это был способ не только заново активизировать ее компетенции, но и поделиться своими знаниями о языках с другими людьми.
Языковое кафе, где люди могут учиться и практиковать шведский и арабский языки, работает с 2013 года, во главе с Фахимой. Сначала занятия проходили один раз в неделю, а потом люди стали просить встречаться чаще, и мы стали проводить их два раза в неделю. Вскоре мы добавили ежемесячные экскурсии в культурные институции города, чтобы практиковать другую лексику и вместе исследовать наш общий город. Коренные жители, говорящие на арабском и шведском языках, приезжают в качестве волонтеров, чтобы помочь другим учиться. Обучение в значительной степени основано на разговорной практике. С годами состав участников изменился: изначально к нам приходили пожилые люди, которые провели несколько десятилетий в Швеции, теперь появилась группа молодых людей, в основном вновь прибывших мигрантов, многие из них переплыли на лодках через Средиземное море. Вы можете задаться вопросом, как они узнали о языковом кафе? Ну, это «сарафанное радио», через обширную сеть контактов Фахимы. Это может выглядеть как что-то, что мы инициировали для того, чтобы достучаться до определенной группы людей, но на самом деле, художественный проект развивался в соответствии со своей собственной логикой.
Большая часть того, что происходило во время моей работы в Tensta konsthall, начиналась похожим образом. Другими словами, что-то исходящее изнутри самих произведений искусства позволяло нам вовлекать разные группы людей. Это происходило в рамках многочисленных проектов, в том числе долгосрочного сотрудничества Петры Бауэр с самоорганизованным «Женским центром» по соседству, которое теперь продолжается под названием «k.ö.k.», или «Women Desire Collectivity» (Женская Коллективность Желания). При этом очень важно, что деятельность konsthall включала в себя и привычные персональные выставки с вполне сдержанными художественными объектами, как, например, выставка Имана Иссы, ретроспектива с квир-феминистским нью-йоркским коллективом LTTR, специально заказанная работа Ингелы Ирман, которая в итоге превратилась в огромную подвесную скульптуру в виде инвазивного растения «гигантский боровик», и презентация кинотрилогии Антона Видокле о космизме. Также важно, что мы организовывали художественные мероприятия в нашем районе, не оставаясь только в собственных помещениях, а работая например, в сотрудничестве с владельцами магазинов в небольшом торговом центре над арт-центром, показывая художественные работы в магазинах. Мы также приглашали художников показывать работы и проводить мастер-классы в местных школах.
Важно понимать, что команда арт-центра небольшая, но целеустремленная и энергичная, и именно они реализовали большую часть проектов, основываясь на многочисленных ежедневных контактах со всевозможными людьми, живущими и работающими в этом районе. Потому что, как вы можете себе представить, когда вы знакомитесь со многими людьми и им становиться любопытно, они начинают приходить повторно в наш центр. Он стал в некотором роде местом встречи, в его невероятном помещении, бывшем складе. Конечно, не для всех в этом районе – население этого пригорода, построенного в конце 1960-х годов и расположенного примерно в 20 минутах езды на метро от центра города, составляет около 20 000 человек. Тем не менее, довольно много людей стали регулярно приезжать для того, чтобы поучаствовать в языковых кафе и других мероприятиях. После создания языковых кафе появилось то, что назвали «Женское кафе», куда в основном приходили женщины среднего и пожилого возраста, чтобы работать с текстилем и ремеслами, часто связанными с выставками и другими проектами, которые у нас были. Мы сотрудничали с различными организациями, где люди, специализирующиеся на ткачестве, вязании или вышивании, проводили мастер-классы. Опять же, это было органическое развитие и речь шла не столько об обращении к этим людям, сколько о значимой деятельности, связанной с искусством и ремеслами.
Ключевым решением было разрешить различным группам использовать помещения Tensta konsthall для своей деятельности, например, для собрания группы активистов, оказания помощи в выполнении домашних заданий, ежегодного собрания местной ассоциации или собрания коллектива местной городской администрации. Это означало, что каждый день в Tensta konsthall присутствует группа людей, которая собирается рядом с искусством, либо буквально в выставочном пространстве, где мы ставим столы и стулья, либо в в т.н. «классной комнате», оборудованной для проведения таких мероприятий. Это происходило, например, рядом с персональным шоу Наима Мохайемена, инсталляцией Леонор Антунес или ретроспективой с Голдин+Сеннеби. Я называю это «принципом близости»: люди проводят время в непосредственной близости к искусству, не обязательно непосредственно и интенсивно взаимодействуя с ним. Происходит что-то вроде диффузии. Мы всегда предлагали этим группам краткое знакомство с текущими художественными проектами, но избегали навязывать им искусство. В основе лежит вопрос: как мы «массируем» современное искусство и как организуем встречу между ним и людьми таким образом, чтобы сохранить идентичность как искусства, так и посетителей, а также соратников-партнеров?